Инновационный проект «Внедрение модели социально-эмоционального обучения как условия формирования универсальных компетенций учащихся учреждения общего среднего образования»
Сроки реализации: 2021-2024 годы
Руководитель: Махнач Татьяна Владимировна
Консультанты:
Реут Вероника Геннадьевна, начальник отдела социологии образования и повышения квалификации ГУО «Академия последипломного образования», кандидат социологических наук, доцент;
Семашко Оксана Владимировна, старший преподаватель кафедры педагогики и менеджмента образования ГУО «Академия последипломного образования»;
Краснова Татьяна Ивановна, профессор кафедры философии и методологии университетского образования ГУО «Республиканский институт высшей школы», кандидат психологических наук, доцент.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Цель: организация образовательной среды гимназии, способствующей внедрению модели социально-эмоционального обучения как условия формирования универсальных компетенций учащихся.
Задачи:
1. Организовать подготовку участников инновационного проекта к реализации модели социально-эмоционального обучения как условия формирования универсальных компетенций учащихся.
2. Обеспечить организационно-педагогические условия для внедрения модели социально-эмоционального обучения как условия формирования универсальных компетенций учащихся.
3. Обеспечить учебно-методическое и психолого-педагогическое сопровождение инновационной деятельности.
4.Оценить эффективность и результативность инновационной деятельности по внедрению модели социально-эмоционального обучения и формированию когнитивных, поведенческих, эмоциональных и познавательных компетенций учащихся как условия развития гармоничной и успешной личности.
5.Обобщить результаты инновационной деятельности, представить инновационный педагогический опыт и образовательные продукты в методических рекомендациях по формированию когнитивных, эмоциональных, поведенческих и познавательных компетенций учащихся учреждения общего среднего образования.
АКТУАЛЬНОСТЬ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА
Образовательная среда гимназии ориентирована на формирование и развитие компетенций учащихся (метапредметных компетенций, предметных компетенций, межпредметных компетенций, ключевых компетенций), надпредметных умений и способов действий, обеспечивающих им социальную успешность, в том числе, в нестандартных ситуациях, развитие навыков быстрой адаптации к переменам (смена школы, переезды, новые коллективы и др.), что очень важно в условиях глобализации мира, правильное восприятие и принятие отличий (понижение детской агрессии, комфорт в общении с особенными детьми, восприятие чужой точки зрения), улучшение навыков общения в социуме, восприятие ошибки как необходимый шаг на пути к успеху, приращение управленческой компетентности педагогов как организаторов образовательного процесса (гарантия переориентации учреждения образования с режима функционирования на режим развития).
В процессе анализа первичного изучения уровня и качества эмоционального интеллекта у младших школьников, подтвердилась гипотеза о необходимости повышения уровня эмоционального интеллекта у учащихся гимназии. В ходе исследования было установлено, что 57% учащихся имеют средний и низкий уровни эмоционального интеллекта по общему показателю. Детальное изучение отдельных составляющих эмоционального интеллекта, так же подтверждает необходимость работы в данном направлении. В последующем, при реализации данного исследования, будут производиться замеры уровня эмоционального интеллекта у группы респондентов через равные промежутки времени. Таким образом, станет возможным отслеживание влияния социально-эмоционального обучения на эмоциональный интеллект младших школьников.
В гимназии назрела необходимость особое внимание уделить формированию социально-эмоциональных компетенций как ресурса обеспечения социальной успешности учащихся.
Внедрение модели позволит систематизировать и сделать более эффективной деятельность педагогического коллектива гимназии по формированию социально-эмоциональных компетенций учащихся, совершенствовать профессиональные компетенции педагогов, расширить формы взаимодействия с семьей и другими социальными институтами, наиболее полно удовлетворять образовательные запросы учащихся и их законных представителей.
Новизна инновационного проекта заключается в:
- разработке индивидуальных траекторий социализации учащихся 4 - 5 классов, позволяющих гармонично соединить индивидуальные особенности ребёнка с развитием его познавательных, коммуникативных и эмоциональных способностей;
- создании в учреждении образования нового социального пространства, направленного на подготовку учащихся к успешной жизни в быстро меняющемся мире;
-воспитании эмоционально образованных учащихся, которые не только будут понимать сущность и влияние эмоций на нашу жизнь, но также смогут управлять собой и гармонично взаимодействовать с окружающими.
ОСНОВНАЯ ИДЕЯ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА
И ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Основная идея инновационного проекта – внедрение и реализация программ социального и эмоционального обучения (SEL) на основе рекомендаций CASEL и международного опыта.
Ожидаемые результаты:
- повышение конкурентной способности и имиджа гимназии в регионе;
- повышение результативности образовательного процесса в гимназии;
- разработка, апробация и внедрение продуктивных технологий, методов и средств социально-эмоционального обучения учащихся;
- создание банка инновационных идей по теме реализуемого проекта, банка информационных, диагностических дидактических и методических материалов по формированию универсальных компетенций учащихся;
- создание единого информационного пространства в процессе реализации инновационного проекта;
- продуктивное участие в социально-ориентированных проектах, интеллектуальных конкурсах (повышение уровня сформированности когнитивных, эмоциональных, поведенческих и познавательных компетенций у учащихся);
- развитие сотрудничества с родителями и социальными партнерами, выявление эффективных педагогических практик формирования универсальных компетенций как ресурса социальной успешности учащихся;
- создание методических рекомендаций по внедрению модели социально-эмоционального обучения;
- приобретение и применение знаний, навыков и отношений для управления эмоциями, чувствами, адекватной самооценки, принятия ответственных решений, необходимых для личного и социального благополучия;
- повышение социальной активности (интерес к социальной жизни, инициативность, включенность в жизнь классного коллектива, социально значимую деятельность) и социальной адаптированности учащихся гимназии (принятие со стороны референтных групп: родителей, педагогов, сверстников);