РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ПРОЕКТ «РОДИТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Цель проекта – психологическое сопровождение семьи, обучение родителей, испытывающих затруднения в воспитании и взаимодействии с детьми, способам повышения психологической компетентности средствами психологического научения, конфликтологии, игротерапии.

Сотрудничество семьи и школы в интересах ребенка может быть успешным только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, учитывать его индивидуальные особенности при развитии его способностей, сформировать жизненные ориентиры и ценностные приоритеты.

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ С РОДИТЕЛЯМИ


КАТАЛОГ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ С РОДИТЕЛЯМИ В РАМКАХ РЕСПУБЛИКАНСКОГО ПРОЕКТА «РОДИТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» (на сайте https://roduniversitet.bspu.by)


ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА    

Инструктивно-методическое письмо «О реализации в учреждениях общего среднего образования республиканского проекта «Родительский университет»

Учреждение общего среднего образования является важнейшим  социальным институтом, с которым семья взаимодействует на протяжении  всего периода обучения детей.

Взаимодействие с законными представителями (родителями,  усыновителями (удочерителями), опекунами, попечителями) – важная  составляющая деятельности педагогов. Эта работа направлена на создание  единого образовательного пространства с едиными требованиями, основная  цель которого – создание условий для полноценного развития, обеспечение комфортных условий жизни ребенка, развития его индивидуальности.

Перечень направлений работы с законными представителями учащихся  достаточно широк. В данную деятельность включены все педагоги  учреждения образования. Ведущую роль в организации взаимодействия  учреждения образования и семьи играет классный руководитель, от  деятельности которого зависит то, насколько родители понимают и  принимают задачи учреждения образования, участвуют в их реализации.  Особая роль отведена специалистам социально-педагогической и  психологической службы, которые осуществляют социально-педагогическую  поддержку и психологическую помощь участникам образовательного  процесса. Координатором работы с семьями учащихся выступает  заместитель директора по воспитательной (учебно-воспитательной) работе.

Актуальные направления и формы работы с законными  представителями определяются на основании Кодекса Республики Беларусь  об образовании, Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся  молодежи в Республике Беларусь, Программы непрерывного воспитания  детей и учащейся молодежи на 2021-2025 гг., Государственной программы  «Образование и молодежная политика» на 2021-2025 годы, иных государственных программ, планов и комплексов мер, инструктивно методического письма «Особенности организации социальной,  воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего  образования» (на учебный год), программно-планирующей документации  учреждения образования.

Значимым компонентов системы работы с законными представителями  учащихся является республиканский проект «Родительский университет» (далее – проект) – система занятий (тематических родительских собраний) и  консультаций в рамках реализации в учреждениях общего среднего  образования примерной программы Родительского университета (далее – Программа).  

Цель проекта – повышение педагогической и психологической  культуры родителей, формирование ответственного, позитивного  родительства.

Задачи проекта:

- формирование ценностно-смысловых основ родительства;  актуализация чувства ответственности за выполнение родительских  функций;  

- формирование и развитие психолого-педагогических компетенций  родителей в области семейного воспитания (формирование знаний о  семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных  особенностях детей, формирование гармоничных семейных отношений,  навыков конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействие  развитию навыков самообразования родителей;  

- обеспечение целенаправленной работы по профилактике семейного  неблагополучия и социального сиротства, снижение риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновения затруднений в семейном  воспитании, оказание своевременной психолого-педагогической и  информационной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную  ситуацию;  

- организация эффективного сотрудничества и партнерства родителей  обучающихся и учреждения образования и др.

Основная идея проекта – наполнить новым содержанием  традиционные, хорошо зарекомендовавшие себя формы работы (в частности,  родительские собрания), что способствует хорошей интеграции мероприятий  проекта в сложившуюся систему работы с родителями в любом учреждении  образования.

В ходе проекта 1 раз в четверть (целесообразно использовать  предпоследнюю или последнюю неделю четверти) в рамках классных  родительских собраний проводятся занятия для законных представителей  учащихся в соответствии с темами программы. Также в соответствии с  установленным графиком проводятся консультации для родителей. Тематика  консультаций представлена в программе, соответствующую работу  осуществляют классные руководители, специалисты социально педагогической и психологической службы, медицинский работник,  инспектор по делам несовершеннолетних.

Работа Родительского университета организуется с учетом  образовательных запросов родителей и закономерностей развития ребенка в  разные возрастные периоды по трем ступеням:  

I ступень – «Мой ребенок – младший школьник» – для родителей  учащихся I-IV классов;  

II ступень – «Мой ребенок – подросток» – для родителей учащихся V IX классов; III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник» – для родителей учащихся X-XI классов.

Темы занятий можно разбить на несколько содержательных блоков,  которые поступательно от I до XI класса обогащают знания и умения  родителей в сфере развития и воспитания учащихся:

психологические и физиологические особенности развития;

адаптация к особенностям образовательной среды, организация  эффективной учебной деятельности;

формирование навыков здорового образа жизни, профилактика  зависимого поведения;

особенности воспитания ребенка, формирование жизненных планов и  целей;

развитие культуры общения и поведения и др.

При организации работы в рамках проекта педагоги должны  обеспечить:

- гуманистический подход к организации сотрудничества на основе  взаимоуважения, взаимопомощи и коллективизма;

- формирование субъектной позиции и партнерских отношений всех  участников образовательного процесса;

- внимание и учет мнений законных представителей по различным  вопросам жизнедеятельности отдельных учащихся, классного коллектива,  учреждения образования в целом;

- стимулирование активности и инициативы, поддержку и развитие  родительского самоуправления;

- творческий характер взаимодействия, использование метода  убеждения во взаимодействии и разрешении проблемных ситуаций. С целью методического обеспечения проекта на национальном  образовательном портале adu.by создана рубрика «Родительский  университет». Рубрика содержит примерную программу проекта «Родительский университет», информационно-методические материалы для  проведения занятий с родителями по каждой теме проекта, рекомендации по  реализации в учреждениях общего среднего образования республиканского  проекта «Родительский университет» и каталог материалов для проведения  занятий с родителями, размещенных на сайте БГПУ имени М. Танка  (соответствующий интернет-ресурс носит название «Родительский  университет» (https://roduniversitet.bspu.by), на главной странице созданы  вкладки, которые также можно использовать при проведении занятий и  консультаций: «Родительский университет», «Педагогам», «Родителям» ). При реализации проекта в учреждении образования целесообразно  создать методическую копилку, которая будет содержать лучшие сценарные  разработки для проведения занятий, материалы для консультаций, видео- и  аудиоматериалы, памятки, флайеры, плакаты и другие материалы для  проведения мероприятий проекта. Данную работу следует поручить педагогу  социальному. 

Для методического обеспечения реализации проекта в учреждениях  общего среднего образования на республиканском уровне Национальным  институтом образования в 2020-2021 гг. изданы пособия:  

«Воспитание младших подростков в современной школе»  (А.А. Глинский и др.);

«Основы семейной жизни: Подготовка к браку и семейной жизни: 9  класс» (В.В. Мартынова, Е.К. Погодина); 

«Основы семейной жизни: Семья как социальный институт: 10 класс»  (В.В. Мартынова, Е.К. Погодина).

PDF-версии вышеназванных пособий размещены на национальном  образовательном портале и доступны для свободного скачивания  (https://adu.by/ru/homepage/obrazovatelnyj-protsess-2022-2023-uchebnyj god/organizatsiya-vospitaniya-2022-2023.html).

В 2022-2024 гг. планируется издание пособий для педагогов (авторы: В.В. Мартынова, Е.К. Погодина):

«Семейное воспитание: ребенок-младший школьник»;

«Семейное воспитание: ребенок-подросток»;

«Семейное воспитание: ребенок-старшеклассник».

С целью повышения эффективности работы с законными  представителями учащихся и их предварительного информирования о  времени проведения мероприятий рекомендуется составить план реализации  республиканского проекта «Родительский университет» в учреждениях  общего среднего образования на учебный год. Тематика проведения занятий  может отличаться от той, которая изложена в Программе.

В плане должны найти отражение следующие аспекты: краткий отчет о реализации проекта за предыдущий учебный год, итогом которого  являются четко сформулированные выводы (о выполнении поставленных  цели и задач, имеющихся проблемах и затруднениях, положительном опыте  реализации проекта, оценке мероприятий проекта родительской  общественностью и др.), цель и задачи, план мероприятий по реализации  проекта на учебный год.

Примерная структура плана мероприятий по реализации проекта на  учебный год:

 

№ п/п Название раздела, темы  занятий

Сроки  

проведения

Форма  

проведения

Ответственные  исполнители

 

Подготовку плана возможно поручить педагогу социальному во  взаимодействии с классными руководителями и представителями  родительского комитета. План утверждается заместителем директора по  воспитательной работе до 1 сентября.

Процесс взаимодействия педагогов и родителей в рамках проекта  осуществляется через активные формы деятельности. Среди  рекомендуемых форм и методов – практикум / семинар-практикум, лекция,  беседа, мастер-класс, круглый стол, дискуссия / дебаты, форум, вебинар,  конференция, психологический тренинг, ролевая игра, моделирование и  анализ ситуаций и др.

При организации взаимодействия с законными представителями  предпочтительными являются очные формы работы; при необходимости  можно также использовать очно-дистанционные формы взаимодействия.

Дистанционное взаимодействие предполагает возможность проведения  родительского собрания, вебинара, веб-форума, интернет-конференции  консультации в режиме онлайн посредством использования программ Zoom,  Teams, Skypе и др., групп в соцсетях, блога, мессенджеров и др.  

Для реализации проекта необходимо наладить тесное взаимодействие  с родительским комитетом. В соответствии с Постановлением  Министерства образования Республики Беларусь от 28.06.2011 № 47 в  классных коллективах и учреждении общего среднего образования  функционирует родительский комитет, к компетенции которого относятся:  содействие обеспечению оптимальных условий для организации  образовательного процесса, распространение лучшего опыта семейного  воспитания, оказание содействия в проведении физкультурно оздоровительных, культурно-массовых и иных мероприятий и др. При  реализации проекта важно опираться на родительский актив, с которым  можно обсудить содержательное наполнение сроки и формы организации  занятий. Члены комитета могут помочь распределить обязанности, роли,  функции по подготовке и проведению мероприятий проекта, подготовить  материалы и оборудование. В процессе взаимодействия родители могут  выполнять разные роли: ассистентов, помощников, экспертов (если педагог  готовит занятие по вопросам, которыми хорошо владеет законный  представитель), консультантов, организаторов мероприятия и др.

Важным условием эффективности реализации проекта является его  информационное сопровождение. На сайте учреждения образования  необходимо создать вкладку «Республиканский проект “Родительский  университет”» / «Родительский комитет» (возможно создание  самостоятельного Интернет-ресурса), разместив на ней план реализации  проекта на учебный год (без отчета об итогах реализации проекта за  предыдущий учебный год), информацию о тематике, форме организации,  времени проведения мероприятий проекта, памятки, буклеты, флаеры по  тематике занятий, вопросы для обсуждения, задания, требующие подготовки,  фотоотчеты о проведении мероприятий и др. Целесообразно организовать  форум (возможно использование иных форм получения обратной связи) для  того, чтобы законные представители учащихся могли задать вопросы,  оставить отзывы и предложения. Рефлексия по итогам проведения занятий  может осуществляться с использованием Viber, Telegram, ВКонтакте, иных  мессенджеров и социальных сетей.

С целью осуществления контроля и оценки качества реализации  проекта необходимо обеспечить рассмотрение вопросов проведения  соответствующей работы на педагогических советах (или совещаниях при  руководителе (заместителе руководителя), методических объединениях  классных руководителей, заседаниях совета учреждения образования по  профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних) и др.  не реже 1 раза в год.

Для оценки качества реализации проекта следует обратить внимание на  следующие результаты:  

- повышение уровня педагогической культуры родителей;

- формирование у родителей осознанного отношения к родительству (понимание своей роли как отца (матери), своей роли как супруга в  воспитании ребенка);

- повышение интереса родителей к самообразованию;

- удовлетворение потребности семьи учащегося в образовательных  услугах (в обучении, психологической помощи, психолого-педагогической  поддержке и др.);  

- развитие взаимопонимания, сотрудничества семьи и учреждения  образования;  

- активизация родителей в решении семейных проблем, сокращение  числа неблагополучных семей, случаев семейного насилия, уменьшение  числа подростков с девиантным поведением;

- охват занятиями проекта большинства родителей учащихся, в том  числе, благодаря системе дистанционного обучения и др.

Основные направления повышения эффективности реализации  проекта:

организовать проведение виртуальной панорамы педагогического  опыта «Родительский университет» во всех регионах по итогам каждого  учебного года;

обеспечить наполнение страниц «Родительский университет» на сайтах  учреждений образования актуальной, востребованной информацией,  предусмотреть обратную связь с законными представителями обучающихся;

обеспечить активное использование информационно коммуникационных технологий с целью вовлечения максимального  количества родителей в реализацию проекта;

активизировать трансляцию опыта работы с семьей и реализации  проекта Родительский университет в средствах массовой информации  областного и республиканского уровней, на телевидении и посредством сети  Интернет;

привлекать специалистов районных социально-педагогических центров к методическому сопровождению проекта;

обеспечить использование инновационных форм и методов работы с  законными представителями при реализации мероприятий проекта  (калейдоскоп-хобби, тренинги, мастер-классы, направленные на обучение  родителей совместному досугу с детьми). 

Положение о Родительском университете государственного учреждения образования «Гимназия №6 имени Ф.Э.Дзержинского г. Гродно»

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Родительский университет – особая форма сотрудничества педагогических работников с родителями (законными представителями) в рамках образовательного проекта, направленного на формирование у родителей (законных представителей) обучающихся компетенций, позволяющих эффективно решать вопросы воспитания, развития и образования детей; система занятий и консультаций в рамках реализации программы Родительского университета.

1.2. Родительский университет создан и функционирует при ГУО  «Гимназия №6 имени Ф.Э.Дзержинского г.Гродно».

1.3. Работа Родительского университета строится в соответствии с данным Положением.

1.4. В работе Родительского университета на добровольной основе принимают участие родители (законные представители) обучающихся учреждения образования, педагогические работники и иные заинтересованные организации и ведомства.

1.5. Для реализации проекта Родительский университет составляется план реализации на учебный год, который утверждается заместителем директора по воспитательной работе.

 

  1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

2.1. Цель Родительского университета – повышение педагогической и психологической культуры родителей (законных представителей), формирование ответственного, позитивного родительства.

2.2. Для достижения и реализации цели предполагается решение следующих задач:

сформировать ценностно-смысловые основы родительства; актуализировать чувства ответственности за выполнение родительских функций;

сформировать и развивать психолого-педагогические компетенции родителей в области семейного воспитания (формирование знаний о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формирование гармоничных семейных отношений, навыков конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействие развитию навыков самообразования родителей;

обеспечить целенаправленную работу по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижение риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновения затруднений в семейном воспитании, оказание своевременной психолого-педагогической и информационной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;

организовать эффективное сотрудничество и партнерство родителей обучающихся и учреждении образования.

 

  1. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

3.1. Работа Родительского университета  организуется с учетом образовательных запросов родителей и закономерностей развития ребенка в разные возрастные периоды по трем ступеням:

I ступень - для родителей учащихся 1-4 классов – «Мой ребенок – младший школьник»,

II ступень - для родителей учащихся 5-9 классов – «Мой ребенок – подросток»,

III ступень - для родителей учащихся 10-11 классов – «Мой ребенок – старшеклассник».

3.2. Содержание работы Родительского университета формируется на основании запросов родителей и актуальных проблем семейного воспитания, на дифференцированной основе.

3.3. Процесс взаимодействия педагогов и родителей в рамках проекта осуществляется через активные формы деятельности (практикум / семинар-практикум, лекция, беседа, мастер-класс, круглый стол, дискуссия / дебаты, форум, вебинар, конференция, психологический тренинг, ролевая игра, моделирование и анализ ситуаций и др.)

3.4. При организации взаимодействия с законными представителями используются:

 очные формы взаимодействия (лекции, беседы, конференции, круглые столы, дискуссии, форумы, семинары-практикумы, мастер-классы, психологические тренинги, индивидуальные беседы и консультации, обмен опытом работы и т.д.);

очно-дистанционные формы взаимодействия (вебинар, веб-форум, интернет-конференция, консультация в режиме онлайн посредством использования программ Zoom, Teams, Skypе и др., группы в соцсетях, блог, мессенджер и др.).

 

  1. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

4.1. Родительский университет строит свою работу на принципах гуманизма, демократии, гласности, уважения и учета мнений и интересов родителей.

4.2. При работе Родительского университета следует учитывать:

гуманистический подход к организации сотрудничества на основе взаимоуважения, взаимопомощи и коллективизма;

формирование субъектной позиции и партнерских отношений всех участников образовательного процесса;

внимание и учет мнений законных представителей по различным вопросам жизнедеятельности отдельных учащихся, классного коллектива, учреждения образования в целом;

стимулирование активности и инициативы, поддержку и развитие родительского самоуправления;

творческий характер взаимодействия, использование метода убеждения во взаимодействии и разрешении проблемных ситуаций.

4.3. Работу  родительского университета организует заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители, педагог-психолог, педагог социальный, при необходимости привлекая ресурсы (кадровые и информационные) города, при тесном взаимодействии с родительским комитетом.

4.4. Общую координацию деятельности родительского университета осуществляет  заместитель директора по воспитательной работе.

4.5. Занятия для законных представителей учащихся проводятся 1 раз в четверть (целесообразно использовать предпоследнюю или последнюю неделю четверти) в рамках классных родительских собраний в соответствии с темами программы.

  1. НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

5.1.    Изучение запросов законных представителей учащихся, определение проблемного поля.

5.2.    Образовательно-просветительская деятельность. Организация системы конкретных мер по просвещению семей в вопросах развития и воспитания детей.

5.3.    Индивидуальное и групповое психолого-педагогическое консультирование.

5.4.    Информационное сопровождение реализации проекта через обеспечение наполнения страниц «Родительский университет» на сайте учреждения образования актуальной, востребованной информацией, предусмотрев обратную связь с законными представителями обучающихся.

5.5.    Обеспечение активного использования информационно-коммуникационных технологий с целью вовлечения максимального количества родителей в реализацию проекта.

5.6. Популяризация передового опыта семейного воспитания и активизация трансляции опыта работы с семьей и реализации проекта Родительский университет в средствах массовой информации, на телевидении и посредством сети Интернет.

5.7.    Обеспечение использования инновационных форм и методов работы с законными представителями при реализации мероприятий проекта (калейдоскоп-хобби, тренинги, мастер-классы, направленные на обучение родителей совместному досугу с детьми).

5.8.   Методическое обеспечение реализации проекта.

 

  1. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

6.1. Повышение уровня педагогической культуры родителей;

6.2. Формирование у родителей осознанного отношения к родительству (понимание своей роли как отца (матери), своей роли как супруга в воспитании ребенка);

6.3. Повышение интереса родителей к самообразованию;

6.4. Удовлетворение потребности семьи учащегося в образовательных услугах (в обучении, психологической помощи, психолого-педагогической поддержке и др.);

6.5. Развитие взаимопонимания, сотрудничества семьи и учреждения образования;

6.6. Активизация родителей в решении семейных проблем, сокращение числа неблагополучных семей, случаев семейного насилия, уменьшение числа подростков с девиантным поведением;

6.7. Охват занятиями проекта большинства родителей учащихся, в том числе, благодаря системе дистанционного обучения и др.

 

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА КАЧЕСТВА РЕАЛИЗАЦИИ

РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

 

Осуществляется с помощью рефлексивной анкеты для участников проекта. Критериями оценки определены: полезность/бесполезность, интерес/ отсутствие интереса, уровень удовлетворения запроса.

Контроль осуществляется посредством рассмотрения вопросов проведения Родительского университета на педагогических советах, совещаниях при руководителе, методических объединениях классных руководителей, заседаниях совета учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних не реже 1 раза в год.

 

 План мероприятий по реализации республиканского проекта «Родительский университет». Для родителей учащихся I-IV классов

 I ступень – «Мой ребенок – младший школьник»

для родителей учащихся I-IV классов

п/п

Темы занятий, перечень изучаемых вопросов

Формы проведения

Сроки проведения

Ответственные

1-ый класс

11

Тема 1. Адаптация учащихся в 1-м классе.

Физиологическая, психологическая и социальная адаптация обучающихся к школе. Причины социально-психологической дезадаптации. Помощь ребенку в адаптации к школе

Лекция

19.09

Классный руководитель, педагог-психолог

12

Тема 2. Режим дня школьника. Соблюдение санитарно-гигиенических норм. Организация режима дня школьника. Воспитание самостоятельности и организованности у первоклассника.

Мастер-класс

12.12

 

Классный руководитель

13

Тема 3. Значение семейных традиций в формировании и развитии ребенка.

Ценности, традиции и обычаи семьи. Значение примера родителей в воспитании ребенка. Значение семейных традиций в формировании у ребенка желания трудиться

Форум

13.03

Классный руководитель

14

Тема 4. Положительные эмоции в жизни школьника.

Эмоции в нашей жизни. Значение эмоционально-чувственной сферы для формирования полноценной личности. Рекомендации родителям по развитию положительных эмоций ребенка

Занятие с элементами тренинга

20.05

Классный руководитель

2-ой класс

21

Тема 1. Как родители могут помочь ребенку учиться. Соблюдение режима дня – важное условие успешной учёбы ребенка. Контроль родителей за выполнением домашних заданий школьников. Типичные ошибки родителей в организации учебного труда ребенка

Семинар-практикум

19.09

Классный руководитель

22

Тема 2. Главные правила здорового образа жизни.

Здоровье школьника и его успехи в учёбе. Формирование здорового образа жизни учащихся младших классов. Основные правила здорового образа жизни: рациональное питание, двигательная активность, положительные эмоции. Роль семьи в физическом воспитании детей. Кодекс семейного здоровья

Круглый стол

12.12

 

Классный руководитель, медицинский работник

23

Тема 3. Влияния семьи на эмоциональное состояние ребенка.

Семейное благополучие и семейное неблагополучие. Факторы, причины и индикаторы семейного неблагополучия. Семьи со скрытой формой неблагополучия.

Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности и психическое здоровье ребенка

Лекция

13.03

Классный руководитель

24

Тема 4. Трудовое воспитание детей в семье.

Воспитание в труде. Роль семьи в развитии работоспособности ученика. Как научить современного ребенка трудиться

Дискуссия

20.05

Классный руководитель

3-ий класс

31

Тема 1. Значение школьной отметки в жизни ребёнка.

Отметка и оценка знаний учащихся. Критерии оценки. Влияние оценки на самооценку учащихся. Рекомендации родителям по формированию у ребенка навыков самоконтроля, умения работать самостоятельно, воспитания интереса к знаниям

Беседа

19.09

Классный руководитель

32

Тема 2. Психологические и физиологические особенности третьеклассников.

Специфика развития восприятия, внимания, памяти, мышления у младших школьников. Особенности межличностного общения. Самооценка младших школьников

Лекция

12.12

 

Классный руководитель, педагог-психолог

33

Тема 3. Здоровая семья – здоровый ребенок.

Формирование умений и навыков здорового образа жизни. Спорт в жизни родителей и детей. Основные правила здорового образа жизни

Практикум

13.03

Классный руководитель, медицинский работник

34

Тема 4. Эффективное общение в семье – залог успеха школьника.

Сущность семейного общения. Семья как система межличностных взаимодействий. Общение как процесс взаимовлияния. Особенности семейного общения. Культура семейного общения. Влияние общения родителей с детьми на их полноценное развитие. Навыки эффективной коммуникации. Создание в семье атмосферы защищенности, тепла и любви

Занятие с элементами тренинга

20.05

Классный руководитель

4-ый класс

41

Тема 1. Ребенок и компьютер.

Компьютер дома: польза или вред? Компьютерные игры.

Влияние компьютера на организм и личность ребенка. Плюсы и минусы использования компьютера школьником. Как правильно организовать работу школьника за компьютером. Сохранение здоровья ребенка при работе за компьютером

 

Круглый стол

19.09

Классный руководитель

42

Тема 2. Как научить своего ребенка жить в мире людей.

Воспитание культуры поведения и уважения к людям у учащихся. Формирование правил поведения и хороших манер. Культура личности: культура внешности, общения, речи. Эффективное общение: основные составляющие

Круглый стол

12.12

 

Классный руководитель, медицинский работник

43

Тема 3. Возрастные психофизиологические особенности учащихся 4-х классов.

Познавательная рефлексия: способность осознать причины учебных неудач и успехов. Формирование произвольности познавательных процессов: внимания, памяти. Личностные особенности младших школьников.

Лекция

13.03

Классный руководитель, педагог-психолог

44

Тема 4. Книги в жизни школьника.

Отношение ребенка к учебной и художественной литературе. Как сохранить любовь к книге при информационной перегрузке в современном мире

Дискуссия

20.05

Классный руководитель

 План мероприятий по реализации республиканского проекта «Родительский университет». Для родителей учащихся V-IX классов

II ступень – «Мой ребенок – подросток»

для родителей учащихся V-VIII классов

п/п

Темы занятий, перечень изучаемых вопросов

Формы

проведения

Сроки проведения

Ответственные

5-ый класс

11

Тема 1. Адаптация ребенка в новом коллективе.

Формирование нового учебного коллектива 5 класса. Адаптация ребенка в новой среде. Трудности адаптации пятиклассников к школе

Семинар-практикум

17.09

Классный руководитель, педагог-психолог

12

Тема 2. Ребенок среди сверстников

Детский коллектив и его значение в развитии личности школьника. Потребности ребенка в признании и самореализации. Проблемы лидерства. Развитие способности к сотрудничеству как предпосылка успешности в жизни. Как помочь ребенку в налаживании отношений со сверстниками

 

Семинар-практикум

10.12

 

Классный руководитель, педагог-психолог

13

Тема 3. Ваш ребенок вырос.

Особенности младшего подросткового возраста. Физическое, психическое и социальное развитие младших подростков. Общение подростков со сверстниками и взрослыми. Трудности и риски младшего подросткового возраста

Лекция

11.03

Классный руководитель, педагог социальный

14

Тема 4. Меры наказания и поощрения в современной семье.

Вопросы дисциплины в семье с младшими подростками. Почему не работают привычные методы воспитания. Как стать подростку другом без потери родительского авторитета

Дискуссия

21.05

Классный руководитель

6-ой класс

21

Тема 1. Семья как персональная микросреда жизни и развития ребенка. Нравственные и культурные ценности семьи.

Ребенок и удовлетворение его потребностей в семье. Психолого-педагогические факторы развития и воспитания ребенка в семье. Типы семейного воспитания и их характеристика. Проблемы нравственного воспитания детей в семье. Нравственные традиции и обычаи. Ценности семьи как основа воспитания ребенка

Беседа

17.09

Классный руководитель

22

Тема 2. Профилактика проблемного поведения подростков.

Отклоняющееся поведение подростков. Формы аддиктивного (зависимого) поведения подростков (курение, алкоголизм, наркомания и др.). Причины зависимого поведения. Профилактика зависимостей в подростковой среде. Роль родителей в предупреждении отклоняющегося поведения подростков.

Лекция

10.12

 

Классный руководитель, педагог социальный

23

Тема 3. Безопасность подростков в сети Интернет.

Виртуальная реальность: возможности и опасности. Основные правила медиабезопасности для родителей и подростков. Профилактика интернет-рисков. Как уберечь ребенка от опасностей в социальных сетях

Семинар-практикум

11.03

Классный руководитель, педагог социальный

24

Тема 4. Организация летнего отдыха подростков.

Правила безопасного поведения летом. Опасности свободного времяпровождения подростков. Рекомендации родителям по обеспечению безопасности детей в летний период

Беседа

21.05

Классный руководитель, инспектор ИДН

7- ой класс

31

Тема 1. Психологические и физиологические особенности семиклассников.

Возрастные особенности 13-14-летних подростков. Специфика развития внимания, памяти, мышления. Половое созревание. Здоровье школьника и его успехи в учёбе

Лекция

17.09

Классный руководитель, медицинский работник

32

Тема 2. Как повысить учебную мотивацию подростков.

Отношение подростков к обучению. Потеря интереса к учебе у подростков – что делать и как избежать. Причины снижения учебной мотивации в подростковом возрасте. Как заинтересовать подростка обучением? Мотивация на успех

Семинар-практикум

10.12

 

Классный руководитель

33

Тема 3. Правила поведения с подростками: особенности переходного возраста

Жизнь семьи с ребенком-подростком: борьба принципов или поиски компромиссов. Психологический климат в семье.

Родительский авторитет. Как его приобрести и как не потерять. Правила взаимодействия с подростком

Занятие с элементами тренинга

11.03

Классный руководитель, педагог-психолог

34

Тема 4. Профилактика правонарушений подростков.

Противоправное поведение несовершеннолетних. Факторы и причины правонарушений. Подростки «группы риска»

Беседа

 

 

 

 

21.05

Классный руководитель, инспектор ИДН

8-ой класс

41

Тема 1. Жизненные цели подростков.

Цели подросткового периода. Постановка целей и их достижение.

Успеваемость в школе как один из факторов успешного достижения целей

Беседа

17.09

Классный руководитель

42

Тема 2. Как уберечь подростка от насилия.

Насилие и безопасность наших детей. Виды насилия. Анализ проблемных ситуаций. Профилактика основных рисков. Особенности виктимного поведения (поведения «жертвы»)

Лекция

10.12

 

Классный руководитель, педагог социальный

43

Тема 3. Осторожно: суицид.

Суицид среди несовершеннолетних. Виды и причины. Мотивы суицидального поведения у подростков. Индикаторы суицидального риска.

Профилактика суицидального поведения

Семинар-практикум

11.03

Классный руководитель, педагог-психолог

44

Тема 4. Культура поведения в конфликтных ситуациях.

Понятие «конфликт». Супружеские ссоры и конфликты. Развод как психотравмирующий фактор. Последствия развода для супругов и детей.

Семейные конфликты в диаде «родители-дети», причины их возникновения. Стратегии поведения в конфликте, способы преодоления и профилактика детско-родительских конфликтов.

Школьные конфликты. Культура поведения взрослых и детей при возникновении школьных конфликтов

Семинар-практикум

21.05

Классный руководитель, педагог-психолог

 План мероприятий по реализации республиканского проекта «Родительский университет». Для родителей учащихся X-XI классов

III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник»

для родителей учащихся X-XI классов 

п/п

Темы занятий, перечень изучаемых вопросов

Формы проведения

Сроки

проведения

Ответственные

9-ый класс

51

Тема 1. Портрет современного подростка.

Индивидуальные особенности подростка и характерные возрастные черты. Ключевые переживания возраста. Личностные особенности и особенности общения. Возможные проблемы, внешние и внутренние конфликты, отношение к учебе

Семинар-практикум

18.09

Классный руководитель, педагог социальный

52

Тема 2. Агрессия, её причины и последствия.

Формы агрессивного поведения подростков. Причины агрессивности и ее влияние на взаимодействие подростка с окружающими людьми.

Возможные способы преодоления агрессивности в поведении подростка. Рекомендации для родителей по профилактике и коррекции агрессивного поведения подростка

Занятие с элементами тренинга

11.12

 

Классный руководитель

53

Тема 3. Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять.

Подростковый возраст как фактор риска для возникновения вредных привычек и зависимостей. Формирование у подростков потребности в здоровом образе жизни, ответственности за своё здоровье. Профилактика вредных привычек

Беседа

12.03

Классный руководитель, медицинский работник

54

Тема 4. Профессиональная ориентация девятиклассников. Как помочь подростку выбрать профессию?

Профессиональные намерения и возможности учащихся. Влияние семьи на выбор профессии подростком. Как родители могут поддержать ребенка при выборе профессии? Знакомство родителей обучающихся с результатами диагностики склонностей, способностей и профессиональных интересов подростков

Семинар-практикум

22.05

Классный руководитель, педагог-психолог

10-ый класс

11

Тема 1. Здоровье - это жизнь.

Факторы риска для здоровья современной молодежи. Проблема здорового питания. Увлечение диетами.

Гиподинамия – проблема современных молодых людей. Стресс и его влияние на здоровье. Вредные привычки.

Сохранение здоровья и правила здорового образа жизни. Режим дня.

Лекция

18.09

Классный руководитель, медицинский работник

12

Тема 2. Первая любовь в жизни вашего ребенка.

Особенности юношеской любви. Культура поведения влюбленных. Как помочь, а не навредить взрослеющему ребёнку

Дискуссия

11.12

 

Классный руководитель

13

Тема 3. Роль семьи в формировании репродуктивного здоровья юношей и девушек.

Репродуктивное здоровье юношей и девушек. Факторы риска для репродуктивного здоровья. Условия сохранения репродуктивного здоровья.

Отношения между юношами и девушками, любовь и сексуальные отношения.

Рискованное поведение молодежи.

Лекция

12.03

Классный руководитель, педагог-психолог

14

Тема 4. Как помочь старшекласснику обрести уверенность в себе?

Влияние застенчивости и неуверенности на учебные успехи старшеклассника. Пути преодоления застенчивости и неуверенности старшеклассника дома и в школе

Дискуссия

22.05

Классный руководитель, педагог-психолог

11-ый класс

21

Тема 1. Как помочь старшекласснику в профессиональном самоопределении?

Определение профессиональных склонностей и способностей старшеклассников. Факторы, влияющие на выбор профессии. Роль родителей в процессе выбора профессии и самоопределении старшеклассника. Приоритеты старшеклассников в выборе профессии.

Беседа

18.09

Классный руководитель, педагог-психолог

22

Тема 2. Как уберечь ребенка от зависимостей?

Зависимое поведение, его причины, факторы риска. Формирование зависимости.

Виды угроз, представляющих опасность для жизни, физического, психического и нравственного здоровья и полноценного развития старшеклассника. Интернет-зависимость. Пути профилактики и преодоления: памятка для родителей

Лекция

11.12

 

Классный руководитель, педагог социальный

23

Тема 3. Подготовка старшеклассников к будущей семейной жизни.

Воспитание старшеклассника как будущего семьянина. Формирование осознанного отношения к вступлению в брак и будущей семейной жизни. Формирование ценностного отношения к родительству, рождению и воспитанию детей.

Роль семейных взаимоотношений и традиций в подготовке старшеклассников к семейной жизни

Дискуссия

12.03

Классный руководитель, представитель БПЦ

2.4

Тема 4. Как помочь ребёнку в период подготовки к экзаменам?

Профилактика экзаменационного стресса. Факторы, усиливающие и снижающие тревогу. Как помочь старшекласснику справиться с тревогой (мнемотехники, приемы концентрации внимания и приемы расслабления в стрессовой ситуации).

Сотрудничество родителей и педагогов в период подготовки старшеклассников к экзаменам. Помощь в подготовке к экзаменам: правила для родителей выпускников. Режим учебного труда и отдыха в экзаменационный период

Семинар-практикум

22.05

Классный руководитель, педагог-психолог

Тематика консультаций педагогов социальных и педагогов-психологов государственного учреждения образования «Гимназия № 6 имени Ф.Э.Дзержинского г. Гродно» для родителей (законных представителей) в шестой школьный день

 

Дата

 

Тема консультации

 

Участники

 

Ответственные

 

14.09.2024

Ответственное родительство

Законные представители обучающихся 1 классов

Педагог социальный Прохорова И.В.

21.09.2024

Подростки в социальных сетях: безопасное поведение

Законные представители обучающихся 8 классов

Педагог-психолог

Чирик А.В.

28.09.2024

Роль семейных традиций в воспитании ребенка

Законные представители обучающихся 4 классов

Педагог социальный Диско Т.В.

05.10.2024

Азбука здоровья или как распознать зависимость

Законные представители обучающихся 5 классов

Педагог-психолог Касперович Е.Б.

12.10.2024

Влияние семьи  на эмоциональное состояние ребенка

Законные представители обучающихся 5 классов

Педагог социальный Прохорова И.В.

19.10.2024

Психологические особенности подростков

Законные представители обучающихся 9 классов

Педагог-психолог

Чирик А.В.

26.10.2024

Роль семьи в формировании интереса к обучению

Законные представители обучающихся 6 классов

Педагог социальный Диско Т.В.

09.11.2024

Неформальные объединения

Законные представители обучающихся 8 классов

Педагог социальный Прохорова И.В.

23.11.2024

Трудности общения. Конфликты между подростками, основные причины конфликтов

Законные представители обучающихся 6 классов

Педагог-психолог

Чирик А.В.

30.11.2024

Трудности адаптации ребенка к обучению в 5 классе

Законные представители обучающихся 5 классов

Педагог социальный Диско Т.В.

07.12.2024

Отношения в семье как основа взаимопонимания

Законные представители обучающихся 2 классов

Педагог-психолог Касперович Е.Б.

14.12.2024

Трудности личностного роста и их влияние на обучение

Законные представители обучающихся 7 классов

Педагог социальный Прохорова И.В.

21.12.2024

Административная ответственность детей и родителей

Законные представители обучающихся 5 классов

Педагог социальный Диско Т.В.

11.01.2025

Как на самом деле любить своих детей?

Законные представители учащихся 3 классов

Педагог-психолог

Касперович Е.Б.

18.01.2025

Как предупредить употребление подростками психоактивных веществ?

Законные представители обучающихся, с которыми проводится ИПР, признанных находящимися в СОП

Педагог социальный Прохорова И.В.

25.01.2025

Отношения в семье как основа взаимопонимания

Законные представители учащихся 10 классов

Педагог-психолог

Чирик А.В.

01.02.2025

Роль семьи в воспитании духовно-нравственных ценностей ребенка

Законные представители обучающихся 1 классов

Педагог-психолог

Касперович Е.Б.

08.02.2025

Система поощрений и наказаний в воспитании подростка

 

Законные представители обучающихся 7 классов

Педагог социальный Прохорова И.В.

15.02.2025

Как помочь подростку в выборе профессии?

Законные представители обучающихся 9, 11 классов

Педагог-психолог

Чирик А.В.

22.02.2025

Детская агрессивность

Законные представители обучающихся 4 классов

Педагог социальный Диско Т.В.

01.03.2025

Первая любовь в подростковом возрасте

Законные представители обучающихся 9 классов

Педагог социальный Прохорова И.В.

15.03.2025

Формирование семейных ценностей старшеклассников

Законные представители обучающихся 7 классов

Педагог-психолог

Чирик А.В.

22.03.2025

Воспитание без обид

Родители многодетных семей

Педагог социальный Диско Т.В.

05.04.2025

7 вещей, которые нужно слышать каждому ребенку

Законные представители обучающихся 5 классов

Педагог-психолог

Касперович Е.Б.

12.04.2025

Формирование правосознания и ответственности подростка за свои поступки

Законные представители обучающихся 6 классов

Педагог социальный Прохорова И.В.

19.04.2025

Конфликтные ситуации между родителем и ребенком: как услышать ребенка?

Законные представители обучающихся 10 классов

Педагог-психолог

Чирик А.В.

26.04.2025

Безопасное воспитание

Отцы, воспитывающие детей в одиночку

Педагог социальный Диско Т.В.

03.05.2025

Отдых с пользой: организация досуга младших школьников

Законные представители обучающихся 2 классов

Педагог-психолог

Касперович Е.Б.

10.05.2025

Лето без опасности

Законные представители обучающихся 5 классов

Педагог социальный Прохорова И.В.

17.05.2025

Помощь подростку в снятии стресса в предэкзаменационный период

Законные представители обучающихся 9, 11 классов

Педагог-психолог

Чирик А.В.

24.05.2025

Как помочь ребенку отвечать за свои поступки

Законные представители обучающихся 6 классов

Педагог социальный Диско Т.В.

2024
октябрь
05.10.2024

В субботу состоялась встреча родителей в рамках «Родительского университета»!

Подробнее..