Концепция республиканского информационно-образовательного проекта «Школа Активного Гражданина» в 2024/2025 учебном году

В учреждениях общего среднего образования в 2024/2025 учебном году будет продолжена реализация информационно-образовательного проекта «Школа Активного Гражданина» (далее – проект «ШАГ») для V–VII, VIII–XI классов.

Целевые установки мероприятий проекта для учащихся V–VII классов определены содержанием девяти тематических блоков, лежащих в основе гражданской компетентности: «Я» + «Я и Школа» + «Я и Семья»

+ «Я и Малая родина» + «Я и Закон» + «Я и Общество» + «Я и Природа»

+ «Я и Культура» + «Я и Планета» = «Я – активный гражданин Республики Беларусь». Мероприятия проекта будут проводиться один раз в месяц в рамках классных и информационных часов, тема и содержание которых будут определяться классным руководителем для своего класса в рамках вышеуказанных тематических блоков. Форма проведения классного часа в рамках проекта «ШАГ» также выбирается классным руководителем самостоятельно с учетом возраста учащихся, особенностей и потребностей классного коллектива, сложившихся традиций, имеющихся ресурсов. Координацию соответствующей деятельность осуществляет заместитель директора по воспитательной работе. По возможности на мероприятия проекта рекомендуется приглашать гостей, личный пример которых позволит визуализировать характеристики гражданской компетентности, включая представителей родительской общественности, детских и молодежных общественных объединений.

В 2024/2025 учебном году реализацию информационно- образовательного проекта «Школа Активного Гражданина» для VIII–XI классов предлагаем продолжить под девизом «Время выбрало нас, молодежь выбирает Беларусь!».

Ключевой идеей тематических мероприятий является продолжение дискуссии с учащимися о самоопределении в жизни, знакомство с представителями молодежи, занимающими активную гражданскую позицию, достигшими определенных успехов в профессиональной и общественной жизни.

Молодость – это фундамент, на котором строится дальнейшая жизнь. Основная цель мероприятий проекта «ШАГ»: помочь молодым людям найти свое место в обществе, научиться приносить пользу людям, своей стране, реализовать себя, выстроить жизненную перспективу.

При проведении мероприятий проекта следует сохранить логику поэтапного представления, обсуждения информации, а также форму организации работы.

С учетом 100-летия белорусского кино (17 декабря 2024 г.) при подготовке к мероприятиям проекта «ШАГ» следует организовать просмотр отечественных документальных и художественных фильмов, соответствующих предложенной тематике мероприятий, с их последующим обсуждением. Также при подготовке вышеназванных мероприятий особое внимание следует уделить мероприятиям, посвященным 80-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков и 80-летию Великой Победы советского народа в Великой Отечественной войне.

Инициативная группа может использовать различные цифровые технологии, сервисы и инструменты, позволяющие активизировать учащихся: веб-квест, кроссворд, викторина, презентация, лента времени, интеллект-карта, мультимедийный репортаж, инфографика, игра, ребус, коллаж, постерный доклад, облако слов, интерактивный рабочий лист, QR-код и др.

ШАГ 1 предлагаем проводить в форме интеллектуальной игры

«Мы узнаём», где учащиеся познакомятся с лучшими представителями белорусской молодежи, известными во всей стране, актуализируют знания о соответствующей сфере деятельности (примерная тематика представлена в Приложении).

В ШАГе 2 будет организовано знакомство учащихся с земляками – лучшими представителями молодежи своего региона, которые реализовали себя в соответствующей сфере деятельности. Кандидатуры для знакомства и приглашения на мероприятия «ШАГа» определяются в учреждении образования в ходе предварительной подготовки совместно учащимися и учителями.

ШАГ 2 может быть проведен с приглашением выбранных молодых людей в виде брифинга1 или с использованием сюжета телевизионного проекта «100 вопросов взрослому»2. При отсутствии такой возможности инициативная группа учащихся готовит презентацию, посвященную земляку (землякам), и представляет ее. Презентация может включать аудиоматериалы, видеосюжеты, в том числе снятые самими учащимися, с интервью, воспоминаниями, пожеланиями и т.д. Ведущий (пара ведущих, например, педагог и учащийся либо юноша и девушка) организует с учащимися обсуждение полученной информации с опорой на вопросы, сформулированные в соответствии с темой мероприятия.

В ШАГе 3 ведущий подводит итоги, организует рефлексию. По результатам каждого мероприятия проекта «ШАГ» учащиеся совместно с педагогами будут создавать «Дерево идей и инициатив» в традиционном или цифровом исполнении с использованием схем, диаграмм, таблиц, рисунков, иных элементов инфографики, фотографий и рисунков с указанием идей, предложений, действий по теме проводимых мероприятий и обязательным размещением на сайте учреждения образования в соответствующем тематическом разделе. С этой целью можно использовать технологии мультимедийного лонгрида, скрайбинга и др.

По результатам проведения итоговых мероприятий проекта (май 2025 г.) следует подготовить обобщенную «Карту идей и инициатив», разместив ее на сайте учреждения образования.

Лучшие «карты» (8-10) на уровне областей (г. Минска) будут отобраны главными управлениями образования (по образованию) облисполкомов, комитетом по образованию Мингорисполкома, институтами развития образования, иными заинтересованными. Соответствующие ссылки должны быть направлены в Академию образования на электронный адрес vospit_nio@adu.by до 31.05.2025 г. На основе данной информации будет создана виртуальная карта «Наши идеи

– для родной Беларуси» с интерактивными ссылками, позволяющая познакомится с лучшими материалами учреждений образования всех регионов.

Для повышения качества подготовки мероприятий проекта «ШАГ» районным (городским) отделам и управлениям образования совместно с главными управлениями образования (по образованию) облисполкомов (комитетом  по  образованию  Мингорисполкома)  целесообразно

________________________________________________________________________________________________

1 Брифинг – краткая пресс-конференция, посвященная одному вопросу.

2 В основе технологии – проект «100 вопросов взрослому», который транслируется в эфире телеканала

«Беларусь 1». Это ток-шоу, в котором известные люди страны отвечают на вопросы детей.

________________________________________________________________________________________________

При подготовке и проведении мероприятий республиканского проекта «Школа Активного Гражданина» можно использовать материалы изданий «Я – гражданин Республики Беларусь», «Гордость ЗА Беларусь. События. Факты», «Родина моя Беларусь. Знай, помни, береги», «Детям о выборах: просто о главном», «Детям о Конституции: просто о главном», «Выборы. Будущему избирателю» и др.

Примерная тематика мероприятий проекта «ШАГ» для учащихся VIII–XI классов в 2024/2025 учебном году

 №пп

Дата проведения

Примерная тематика мероприятий

Материалы

1.

26.09.2024

«Молодость – время выбора. Наши инициативы здесь и сейчас» (о деятельности органов ученического самоуправления; молодежный парламент; Совет молодых ученых, при Министерстве образования Республики Беларусь, идеи для развития своего региона)

Методические рекомендации

Информационные материалы для интерактивной викторины «Мы узнаем»

Мультимедийная презентация

2.

24.10.2024

«Молодость – время выбора. Молодежь – за милосердие» (о волонтерской деятельности; волонтерские отряды)

Методические рекомендации

Информационные материалы для интерактивной викторины «Мы узнаем»

Мультимедийная презентация

3.

28.11.2024

«Молодость – время выбора. Что может БРСМ?» (о возможностях развития и самореализации членов ОО «БРСМ», деятельности Республиканского союза работающей молодежи)

 

4.

19.12.2024

«Молодость – время выбора. Профессиональное самоопределение» (основы профессионального выбора; встречи с молодыми профессионалами с активной гражданской позицией)

 

5.

23.01.2025

«Молодость – время выбора. Куда поступать учиться»                  (выбор                  учреждения профессионального образования, преимущества национальной системы профессионального образования; встречи со студентами и учащимися учреждений профессионального образования)

 

6.

27.02.2025

«Молодость – время выбора. Молодежь – за здоровый образ жизни» (здоровый образ жизни; возможности для оздоровления и занятий спортом; профилактика наркопотребления и других вредных привычек)

 

7.

20.03.2025

«Молодость – время выбора. Молодежь – за Союзное государство» (о молодежных проектах и инициативах Союзного государства Беларуси и России)

 

8.

24.04.2025

«Молодость    –    время    выбора.    Управление государством» (об участии молодежи в выборах, право         избирать    и       быть избранными       в государственные органы)

 

9.

15.05.2025

«Молодость – время выбора. Наследники Победы» (об участии в военно-патриотических акциях, Вахтах Памяти, деятельности поисковых отрядов, музеев и др.)

 

Общие положения

Дерево идей и инициатив

Технология «100 ВОПРОСОВ КО ВЗРОСЛОМУ: СОБЫТИЯ, ФАКТЫ, КОММЕНТАРИИ»

Единый день информирования для обучающихся проводится каждый четвертый четверг месяца под общим девизом «ШАГ» – «Школа Активного Гражданина».

Ключевая идея: 9 шагов к формированию компетенций активного гражданства (подразумеваем: критическое мышление, аналитические и коммуникативные умения).

Технология реализации: 9 ток-шоу, (открытый диалог) для параллели классов (9-х, 10-х, 11-х) под общим названием «100 ВОПРОСОВ КО ВЗРОСЛОМУ: СОБЫТИЯ, ФАКТЫ, КОММЕНТАРИИ» (в основе – технология телевизионного шоу «Сто вопросов к взрослому» (программа стала Победителем «ТЭФИ-2007» в номинации «Программа для детей»); элементы еженедельного интервью-проекта Белтелерадиокомпании «24 вопроса»).

 

«ШАГ»

«Школа Активного Гражданина»

Форма работы

Организационные особенности

ШАГ 1

Сентябрь

 

 

 

 

Ток-шоу

«100 ВОПРОСОВ КО ВЗРОСЛОМУ: СОБЫТИЯ, ФАКТЫ, КОММЕНТАРИИ»

«Сто вопросов ко взрослому: события, факты, комментарии» – это мероприятие для учащихся в формате ток-шоу, в котором гостю (обязательно интересной и значимой персоне) задают вопросы учащиеся, находящиеся в аудитории. Содержание вопросов обусловлено тематикой дня информирования (например, обсуждается общественно-политическое событие или подготовка к нему).

Обязательные атрибуты: мультимедийное оснащение, «счётчик вопросов», видеоролик (презентация) о приглашенной персоне «Знакомьтесь –  ….», выбор лучшего вопроса.

ШАГ 2

Октябрь

ШАГ 3

Ноябрь

ШАГ 4

Декабрь

ШАГ 5

Январь

ШАГ 6

Февраль

ШАГ 7

Март

ШАГ 8

Апрель

ШАГ 9

Май

Технология организации и проведения ток-шоу «Сто вопросов ко взрослому: события, факты, комментарии»

  1. Планирующий этап:
  • приглашение на единый день информирования определенной персоны;
  • определение целей мероприятия (в соответствии с темой единого дня информирования для учащихся).
  1. Подготовительный этап:
  • определение места и времени проведения мероприятия, состава его участников; назначение модератора (ведущего) мероприятия, лиц, ответственных за его организацию;
  • информирование участников о предстоящем мероприятии (размещение информации на сайте учреждения образования, на стендах в учреждении и др.);
  • подготовка участниками мероприятия вопросов приглашенному лицу (назначение ответственных за сбор вопросов, осуществление сбора вопросов, их дифференциация и отбор с учетом темы мероприятия);
  • подготовка видеоролика (презентации) о приглашенной персоне «Знакомьтесь – ….»; изготовление информационных материалов с названием темы мероприятия и места его проведения; проработка других технических и организационных вопросов.
  1. Проведение ток-шоу (45 минут)
  • во вступительном слове при открытии мероприятия ведущий (модератор) представляет его участников и оговаривает регламент для постановки вопросов (одновременно можно задать не более одного вопроса; вопрос должен формулироваться кратко, конкретно и однозначно) и ответов;
  • участники знакомятся с видеороликом (презентацией) о приглашенной персоне «Знакомьтесь –  ….»; либо (по предварительной договоренности с гостем) используется прием «Одна минута» (рассказать о себе аудитории за одну минуту);
  • модератор оглашает тему для обсуждения, кратко ее комментирует, предоставляет слово гостю для краткой информации по обсуждаемой теме (до 10 минут, в зависимости о количества подготовленных учащимися вопросов);
  • в ходе мероприятия модератор поочередно предоставляет право участникам задать свой вопрос; следит за соблюдением регламента мероприятия и предупреждает участников о его окончании, предоставляя возможность задать «два последних вопроса»;
  • завершая мероприятие, модератор оглашает результаты «счетчика вопросов», благодарит присутствующих и предоставляет приглашенному лицу право озвучить лучший заданный вопрос.
  1. Заключительный этап
  • подготовка фотоотчета о проведении мероприятия и размещение его на сайте учреждения, освещение мероприятия в школьных СМИ.

Дополнительная информация

Достоинства ТОК-ШОУ:

  • обсуждаются проблемы, волнующие учащихся, в привлекательной и достаточно известной для них форме;
  • ведущий (модератор) направляет обсуждение в единое русло в соответствии с заявленной темой;
  • мнения взрослых не навязываются учащимся, они свободны в своем нравственном выборе, и даже если они его не сделают в ходе обсуждения, разговор натолкнет учащихся на размышления, поиск истины;
  • особая роль ведущего (модератора): он помогает правильно адресовать вопросы; задает дополнительные вопросы, что помогает активизировать всех участников; комментирует некоторые ответы, а в конце обобщает результаты.

Отчет мероприятий за 2024/2025 учебный год

24.10.2024

Сегодня в гимназии состоялось заседание в рамках реализации проекта «ШАГ: Школа Активного Гражданина» по теме «Молодость – время выбора. Молодёжь – за милосердие».
ШАГ 1. «Мы узнаём». На первом этапе проекта с помощью викторины «Мы узнаём» ребята актуализировали свои знания о волонтерском движении и благотворительной деятельности в Республике Беларусь. В ходе данного блока, учащимися были подготовлены выступления о направлениях волонтёрства, о роли Республиканского волонтёрского центра в развитии волонтёрского движения в Республике Беларусь, о ключевых направлениях деятельности благотворительного фонда имени Алексея Талая.
ШАГ 2. «Мы размышляем». На встречу с учащимися была приглашена Смоляк Анастасия Олеговна, депутат Молодежного парламента при Гродненском областном Совете депутатов VII созыва, студентка 6-го курса Гродненского государственного медицинского университета.
Анастасия Олеговна рассказала, о своей активной деятельности в волонтёрском центре CARDIS, о своём волонтерском опыте и шагах к успеху, возможностях, добрых делах и желании помогать людям. Гостья поделилась яркими воспоминаниями своей благотворительной деятельности.
Рассказала, как важно быть милосердным и отзывчивым человеком, которому небезразличны проблемы чужих людей.

Учащиеся смогли задать интересующие вопросы гостье о самых значимых проектах в её волонтёрской деятельности, просили дать советы людям, которые хотят начать участвовать в благотворительной деятельности. Анастасия рассказала, как ей удается совмещать успешную учебу и общественную деятельность. Рассказала о возможность развития и становления не только в профессиональном плане в стенах ГрГМУ. Встреча получилась душевной и очень информативной.
ШАГ 3 «МЫ ДЕЙСТВУЕМ». Модератор встречи предложила гимназистам поразмышлять и выдвинуть свои идеи о создании и развитии дополнительных благотворительных направлений в гимназии. Таким образом «Дерево идей и инициатив» пополнилось листвой предложений: 1. Создание ЭКО-ОТРЯДА в гимназии; 2. Посадка «Аллеи отличников» на территории гимназии; 3. Проводить для детей из Гродненской специальной школы-интерната №1 развивающие игры, спортивные мероприятия; 4. Вместе с ребятами 1-4 классов создавать «Памятки пешеходу» с целью профилактики травматизма на дороге; 5. Ко всемирному Дню инвалидов организовать акцию «Повяжи белую ленточку».

 

 

 

 

26.09.2024

Школа Активного Гражданина в государственном учреждении образования «Гимназия №6 имени Ф.Э.Дзержинского г.Гродно» состоялся единый день информирования по теме «Молодость – время выбора. Наши инициативы здесь и сейчас».
ШАГ 1«МЫ УЗНАЁМ». С помощью интерактивной викторины ребята актуализировали знания о молодежных инициативах Республики Беларусь (о деятельности органов ученического самоуправления; Молодежного парламента; Совета молодых ученых при Министерстве образования Республики Беларусь).
В ходе данного блока состоялась презентация проектов и инициатив гимназического самоуправления. Особый интерес вызвала презентация книги «Страницы памяти», изданной по воспоминаниям о военном времени прадеда учащейся XI класса Чемерис Дианы. Символично, что книга издана в 80-ую годовщину освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков.
Книга представляет собой результат совместной работы учащихся и руководства гимназии по проекту «Листая страницы памяти». Проект внес большой вклад в сохранение истории о Великой Отечественной войне. Изданная книга будет полезна не только читателям, но и исследователям этого периода истории, так как на страницах рукописи много вставок архивных документов и события описаны непосредственным участником военных действий.
Руководитель по военно-патриотическому воспитанию, член ветеранской организации КГБ «Честь» Владимир Сергеевич Мальцев пояснил что в Республике Беларусь созданы оптимальные условия для организации научно-исследовательской деятельности. Отметил, что учащиеся гимназии становятся победителями научных конкурсов, олимпиад и конференций. Участие в них дает возможность не только продемонстрировать свои знания, но и получить признание за свои достижения.
ШАГ 2. «Мы размышляем». На встречу с учащимися был приглашен депутат Молодежного парламента при Гродненском областном Совете депутатов VII созыва, председатель комиссии по социальным вопросам: образование, медицина и волонтерства, студент II курса факультета «История, коммуникация, туризм» УО «ГрГУ имени Я.Купалы» Сиротский Ростислав.
Учащиеся смогли задать интересующие вопросы гостю, касающиеся жизненных принципов, социальной позиции, секретов успешности в любом деле, а так же о деятельности Молодежного парламента. Ростислав рассказал, что главная цель молодежных парламентариев – это работа по участию в создании и изменении законов, которые защищают права и интересы молодежи в стране. Это значит, что молодежные парламентарии заботятся о том, чтобы у молодежи были все необходимые права и возможности для развития образования и работы. Таким образом они вносят вклад в развитие своей страны.
ШАГ 3 «МЫ ДЕЙСТВУЕМ» Модератор встречи предложила поразмышлять над обращением Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко к выпускникам высших учебных заведений на Республиканском балу.
В ходе дискуссии ребята сделали вывод, что важно не быть безучастным, так как благополучие, стабильность, мирное существование зависит именно от них. Необходимо быть на своей земле хозяевами и только тогда будет возможность с уверенностью смотреть в будущее.
В конце встречи учащимся было предложено сделать плакат «Дерево идей и инициатив». В данном плакате ребята отразили свои инициативы, которые хотели бы реализовать на региональных уровнях.

   

Виртуальный альбом