Уважаемые педагоги!

Чтобы выявить детей, которые могут испытывать трудности в обучении письму и чтению и нуждаются в коррекционно-педагогической помощи, прислушайтесь к следующим рекомендациям.

Знакомясь с будущими первоклассниками, обратите внимание на ребят, у которых имеется одно или несколько из перечисленных нарушений:

- нарушение произношения звуков;

- трудности в определении наличия или отсутствия звуков в слове, в подборе слов на заданный звук ( вопросы типа: « есть ли звук «р» в слове «рак», «сад», «рыба» и т.п; придумай слово которое начинается на звук «а», «м», «с» и т .п.);

- трудности в выделении первого и последнего звука, определение количества и последовательности звуков в простых словах (вопросы типа: «назови первый звук в слове «мак», последний звук в слове «сын», «скажи, сколько звуков в слове «лук», назови первый, второй, третий звук в этих словах);

- бедный словарный запас у ребенка;

- трудности и ошибки в словоизменении и словообразовании;

- нарушение связной речи, когда затруднены рассказы о себе, семье, об услышанном и увиденном; трудно составить рассказ по картинке. При пересказе даже простых сказок или небольших рассказов такие дети нуждаются в дополнительных вопросах или стимулирующей помощи. Фраза, которой пользуется ребенок простая, стереотипная. Иногда с нарушениями согласования, управления. Предложения в рассказе недостаточно логически связаны между собой.

- трудности в определении правой и левой руки. Предметов, которые находятся справа и слева, неправильное называние пространственного взаиморасположения предметов.

С момента начала обучения в первом классе обращайте внимание на детей, которые:

- испытывают значительные трудности в запоминании алгоритма написания букв, т.е. откуда начать писать букву - сверху или снизу строки. Куда вести ее следующий элемент или пишут буквы, как бы конструируя, собирая их из элементов.

-не могут вовремя запомнить написание изученных в классе букв. Такой ребенок не испытывает трудности в написании буквы. Просто во время диктанта слогов или слов он надолго задумывается, как же написать например, строчную «з» или заглавную «Т», т.е. не соотносит услышанный звук с соответствующей буквой.

- пропускает гласные буквы (рк- рак, бсы-бусы), согласные буквы ( гиб- гриб, сег- снег), меняют местами букы и слоги( на гулу- на лугу, рбат- брат).

-искажают слова со сложной слоговой структурой. Пропускают слоги. Переставляют их местами или добавляют лишнее.

- не выделяют границ предложений (заглавная буква, точка), слитно пишут слова в предложении.

- допускает замены букв, звуки которых сходны по артикуляторно-акустическим характеристикам: твердые-мягкие, звонкие-глухие, шипящие-свистящие, р-л, с-ц, ч-щ, ч-ц и т.п.

- допускают ошибки на замену букв, сходных по оптико- моторным свойствам: о-а, б-д, п-т, в-д, л-м, х-ж, ш-и, и-у, р-п.

Успешность в обучении напрямую зависит от того, будет ли своевременно оказана детям коррекционная помощь.