Уважаемые родители!
Общаясь с родителями детей, приходится часто слышать: «А зачем нам идти к учителю-дефектологу в школе? Мы все звуки говорим нормально», или «А что учитель-дефектолог делает в школе?». В связи с этими вопросами возникла необходимость ответить на них.
Что делает учитель-дефектолог?
Основные направления работы учителя-дефектолога в школе – это коррекция звукопроизношения, нарушений чтения и письма, а также профилактика (предупреждение) этих нарушений, которые являются самыми распространенными формами нарушений у младших школьников.
Широко распространено мнение о том, что учителя-дефектологи только «ставят» звуки, т.е. исправляют неправильное произношение. Это не совсем так. Глобальной целью коррекционно-педагогической помощи является развитие всей речевой системы в целом, а именно:
- развитие связной речи;
- накопление и совершенствование словаря;
- развитие фонематического слуха;
- развитие грамматической стороны речи;
- обучение навыкам словообразования и словоизменения;
- коррекция произношения.
В ходе работы решается ряд дополнительных задач:
- профилактика и исправление нарушений письма и чтения;
- развитие психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление);
- формирование элементарных учебных навыков (уметь внимательно слушать педагога, быть понимаемым для педагога, целенаправленно и усидчиво выполнять поставленную задачу, адекватно оценивать результат своей работы и исправлять ошибки);
- формирование предпосылок обучения грамоте (обучение звуковому анализу слов, знакомство с понятиями «звук, слово, предложение», развитие мелкой моторики и пространственной ориентировки).
Речевые проблемы вызывают трудности усвоения тех или иных школьных предметов, что является наиболее частой причиной школьной дезадаптации, снижение учебной мотивации, возникающих в связи с этим отклонений в поведении.
Причины, вызывающие речевые нарушения, многозначны. Решить их быстро невозможно, но и делать вид, что их нет, тоже нельзя. К таким детям нужен специальный подход, усиленное внимание. Им необходима помощь учителей и родителей, причем, помощь своевременная, квалифицированная, систематическая. Такой подход и осуществляется учителем-дефектологом школы.
Какие ошибки должны насторожить родителей?
Это ошибки, не связанные с правилами русского языка, то есть ошибки, допускаемые там, где написание слов, казалось бы, не вызывает никаких затруднений:
- Смешение букв при чтении и письме по оптическому (зрительному) сходству: б-д, п-т, Е-3, а-о, д-у и т.д.
- Ошибки, связанные с нарушением произношения. Отсутствие звука или его замена отражается и на письме. Ребёнок пишет то, что говорит: сапка – шапка, теловек – человек, вопата – лопата.
- Смешение фонем по артикуляционному (произносительному) сходству. При этой форме дисграфии особенно тяжело детям даётся письмо под диктовку. Смешиваются гласные о-у, ё-ю, согласные р-л, й-ль, парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие звуки, звуки ч, ц, щ между собой и с другими фонемами. Например, тубло – дупло, лёбит – любит.
- Мы часто радуемся, когда ребёнок бегло читает в дошкольном возрасте, а это при недостаточно сформированном звуковом восприятии может привести к ошибкам на письме: пропуск букв, слогов, недописывание слов.
- Много ошибок из-за неумения ребёнка передавать на письме мягкость согласных: сольить – солить, вьезёт – везёт.
- Слитное написание предлогов и раздельное написание приставок также является одним из проявлений дисграфии: «Всаду вы росли чудесные розы – в саду выросли чудесные розы».
Памятка "Дыхательная гимнастика"
Памятка "Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков"