Не оставляйте детей без присмотра!
Дети не всегда правильно оценивают уровень опасности того или иного развлечения. Научить ребенка быть осторожным, не рисковать своим здоровьем и жизнью, не допускать опасных для себя ситуаций – это задача, обязанность и ответственность взрослого человека. Родители не задумываются, что, оставляя детей даже на непродолжительное время, они рискуют их жизнями. Действующим законодательством предусмотрены меры ответственности лиц, которые заведомо оставили без помощи ребенка, оказавшегося в ситуации, представляющей опасность для его здоровья или жизни, не имеющего возможность самостоятельно справиться с ситуацией в силу различных причин, в том числе и возраста.
Уберечь детей от несчастья поможет выполнение простых правил:
НЕ ОСТАВЛЯЙТЕ детей без присмотра даже на самое короткое время: дети – исследователи, им все интересно: спички в красивом коробке, блестящий нож, ножницы, розетки, открытая дверь на балкон, открытое окно, бутылочка с яркой этикеткой...
НЕ СТАВЬТЕ предметы бытовой химии туда, откуда их может достать ребенок: бытовая химия вызывает тяжелые отравления, ожоги глаз, кожи, пищеварительной системы.
НЕ ДАВАЙТЕ детям для игры мелкие предметы (пуговицы, шарики, монеты, бусы, конструкторы с мелкими деталями и т.п., а также вновь появившуюся игрушку для детей - спинер): ребенок может взять их в рог и случайно проглотить, засунуть в нос, уши и т.д., что станет непосредственной угрозой для здоровья, а иногда и жизни ребенка.
НЕ ОСТАВЛЯЙТЕ в доступном для ребенка месте лекарства, так как ребенок может съесть или выпить их и получить серьезное отравление, которое может поставить ребенка на грань жизни или смерти.
НЕ ОСТАВЛЯЙТЕ открытыми (поставленными на проветривание) окна в доме (квартире): подставив стул (табуретку), ребенок влезет на подоконник, обопрется на москитную сетку, чтобы посмотреть вниз, и выпадет из окна. Москитная сетка не предназначена для защиты от выпадения из окна.
НЕ РАЗРЕШАЙТЕ маленькому ребенку включать самостоятельно телевизор, компьютер, другую бытовую технику. Не оставляйте ребенка одного возле включенной бытовой техники.
НЕ ОСТАВЛЯЙТЕ включенными в сеть строительные инструменты (дрели, пилы и т.д.).
СЛЕДИТЕ, чтобы в квартире (доме) все бытовые приборы находились в исправном состоянии, электросеть не была перегружена, сетевые фильтры (удлинители) были без повреждений и не были протянуты через всю комнату (т.е. по ним никто не должен ходить, переступать через них и т.п.).
НЕ ПОЗВОЛЯЙТЕ детям играть вблизи строящихся объектов, разрытых теплотрасс, котлованов под инженерные коммуникации и т.д. Пренебрежение этим запретом часто приводит к необратимым трагическим последствиям!
Уважаемые радиослушатели! Объясняйте детям последствия игр со спичками и зажигалками. В игровой форме научите их действиям в случае пожара. Не будет лишним провести «домашние уроки» вызова по телефону пожарной службы, милиции, скорой помощи. Продумайте свой вариант игры, в процессе которой вы убедитесь, что ваш ребенок умеет правильно действовать в случае опасности, знает номера экстренных служб и сможет рассказать о происшествии.
Установив на своем смартфоне мобильное приложение «МЧС Беларуси: Помощь рядом» взрослые и дети также смогут узнать порядок действий в той либо иной ситуации чрезвычайной ситуации.
Это были все новости на сегодня. Помните дорогие друзья, в любой ЧС позвонив по телефону 101 или 112 – помощь уже рядом!
МЧС предупреждает
⁉️Вы слышите, как бьется сердце ребенка, попавшего в беду? Сердце матери, сжимающееся от боли? Или сердце спасателя?
❗️А есть ли у стихии сердце? Нет! «У стихии нет сердца».
✅️ Чтобы в очередной раз обратить внимание родителей на происшествия с участием детей МЧС запускает новую информационную кампанию «У стихии нет сердца».❤️🔥 Эта фраза в полной мере показывает возможные последствия безответственного отношения к безопасности детей.
✅️ Уважаемые родители! Чтобы предупредить возможные трагедии обеспечьте своим малышам безопасное детство!
Памятка по безопасности на железной дороге и безопасному поведению на объектах железнодорожного транспорта
Родителям!
На железной дороге запрещено оставлять детей без присмотра - это может привести к трагическим последствиям. Всегда помните, что находясь на железнодорожных объектах, детей необходимо держать за руку или на руках.
Железная дорога не место для игр, а зона повышенной опасности! Берегите вашу жизнь и жизнь ваших детей!
Любое постороннее вмешательство в деятельность железнодорожного транспорта незаконно, оно преследуется по закону и влечет за собой уголовную и административную ответственность (за нарушения правил безопасности детьми ответственность несут родители).
Наложение на рельсы посторонних предметов, закидывание поездов камнями и другие противоправные действия могут повлечь за собой гибель людей.
Безопасность в сети Интернет. Материалы и рекомендации для родителей
Чат-бот "Цифровой ликбез" (@likbez_moiro_bot)
Голосовой чат-бот по кибербезопасности в мессенджере Telegram (@cybersafety_bot)
Проверьте свою цифровую грамотность. Источник
15 правил безопасного поведения в интернете
Рекомендации для родителей
- Советы по обеспечению безопасности детей в Интернете от компании Google
- Десять правил безопасности для детей в сети Интернете
- Курс для родителей «Дети в Интернете»
- Безопасны ли школьные чаты? Что должны знать родители, дети которых общаются в мессенджерах
- Рекомендации по использованию программ родительского контроля Источник
- Защитите детей в интернете
- ТЕСТ-ИГРА Помогите детям не попасться в сети
Безопасность школьников в дни весенних каникул.
Закончилась зима, погода хоть и преподносит сюрпризы, но с каждым днем становится теплее, солнце светит все ярче. Приходу весны радуются все, особенно дети, ведь в марте после долгой зимы начинаются пусть и не продолжительные, но такие долгожданные весенние каникулы.
Взрослым следует задуматься над тем, как ребёнок будет проводить досуг во время каникул, провести с детьми беседы, разъяснив им правила безопасного поведения и поведения в нештатных ситуациях, которые могут возникнуть с ними во время отсутствия взрослых.
Уважаемые взрослые! Ребенок должен знать:
Правила пожарной безопасности. Объясните ребенку причины, по которым может возникнуть пожар, и его последствия.
Что бы предотвратить беду:
- храните спички, зажигалки в недоступных для детей местах;
- не разрешайте детям самостоятельно пользоваться газовыми и электрическими приборами, топить печи;
- объясните ребенку, что в случае возникновения пожара необходимо выбегать на улицу и ни в коем случае не прятаться;
- «поиграйте» с ребенком в различные чрезвычайные ситуации;
- выучите с ребенком ваш домашний адрес и номер телефона, чтобы при необходимости он мог сам обратиться за помощью в службу спасения.
Правила безопасного поведения с неизвестными ребёнку предметами. Объясните ребенку, что такое легковоспламеняющиеся, колящие, режущие, взрывоопасные и огнестрельные предметы и какие опасности они несут. Расскажите о том, что нельзя их поднимать, разбирать и играть с ними, если вдруг ребёнок обнаружит что-то подобное на улице.
Правила безопасности в быту. Дети должны знать о том, что без присмотра взрослых нельзя принимать лекарственные препараты, пользоваться электроприборами. Взрослые также должны позаботиться и о том, чтобы строительные инструменты, такие как дрели, пилы, ножовки и т.п. хранились в недоступных для ребёнка местах.
Поставь АПИ и спи спокойно!
С начала года на территории города Гродно произошло 12 пожаров. И как показывает статистика, что более 50% пожаров происходит именно в вечернее и ночное время суток, когда человек спит. Не для кого ни секрет, что во сне человек не чувствует запах дыма. Именно поэтому спасатели рекомендуют устанавливать в своих домовладениях автономные пожарные извещатели, которые своевременно помогут обнаружить пожар, предотвратить гибель и снизить материальный ущерб.
К слову, благодаря положительной сработке АПИ в текущем году в Гродненской области уже спасено 5 человек.
Так, 6 марта текущего года местный житель деревни Зязи Вороновского района сообщил диспетчеру службы «101» о том, что в его доме произошел пожар. По указанному адресу незамедлительно направились подразделения МЧС и службы взаимодействия.
Выяснилось, что в доме проживает 69-летняя пенсионерка и ее 42-летний сын. Как рассказала женщина, вечером они протопили печь и легли отдыхать. Ранним утром она проснулась от звука пожарного извещателя, почувствовала запах гари и стала звать на помощь сына. Проснувшись, мужчина обнаружил, что дом наполнен дымом, от которого сработал АПИ. Он вынес неходячую мать на улицу, а сам попытался самостоятельно справиться с возгоранием. Однако попытки потушить пожар самостоятельно не принесли успеха, и он сообщил о случившемся в МЧС.
Сработав, АПИ подаёт громкий сигнал, способный разбудить крепко спящего человека и заглушить звук работающей бытовой техники.
Поэтому очень важно правильно выбрать место установки извещателя. Наиболее подходящая точка – в центральной части потолка, где происходит движение воздушных потоков.
Что необходимо делать, чтобы не происходили «ложные» сработки и прибор смог прослужить долгое время?
Безусловно, автономный пожарный извещатель необходимо обслуживать. Не забывайте очищать корпус АПИ от пыли с помощью пылесоса или фена и производить замену элемента питания не реже одного раза в год. А также, не забывайте проверять работоспособность самого прибора один раз в месяц при помощи тестовой кнопки.
Приобретение такого устройства, безусловно, окупится безопасностью родных и близких людей.
В минувшем году в Гродненской области произошло свыше 400 загораний сухой растительности.
С наступлением весны начинается пожароопасный период, так как люди начинают наводить порядок вокруг домов, сжигая мусор и прошлогоднюю траву. Каждый год спасатели продолжают выезжать на сотни, а то и тысячи пожаров, связанных с сезонным палом.
Так, в начале марта текущего года в гродненские спасатели выезжали на ликвидацию возгорания сухой травы на 3-ем переулке Калинина. Площадь пожара достигла почти 200 квадратных метров. Работники МЧС оперативно ликвидировали возгорания.
Сегодня многие даже не подозревают, какой вред наносят окружающей среде, пытаясь с помощью огня убрать прошлогоднюю траву. Травяные палы быстро распространяются, особенно в ветреную погоду. Огонь раздувается мгновенно, его очень сложно удержать и остановить. Чаще всего жертвами пожаров, которые возникают во время пала травы, становятся наводящие на участках порядок пенсионеры.
Если вы все же решили развести костер у себя на подворье, то не стоит пренебрегать простыми мерами предосторожности. Делать это нужно только в безветренную погоду и при условии обеспечения непрерывного контроля за процессом горения и тления. Место для разведения костров должно быть очищено от горючих веществ и материалов, сухой растительности; в доступности необходимо иметь емкость с водой, песком или огнетушитель, чтобы быстро потушить пламя; процесс горения должен осуществляться таким образом, чтобы пламя и искры не попадали на горючие элементы зданий, хозяйственных строений и сооружений, на хранящиеся горючие вещества и материалы; уходя, необходимо затушить угли до полного прекращения тления.
Напоминаем, что выжигание сухой растительности и трав на корню категорически запрещено. Нарушителям грозит административная ответственность в виде штрафа в размере от 10 до 30 базовых величин.
Еще одна весенняя «проблема» – любители отдыха на природе. Отправляясь на «шашлыки», народ выбирает живописные места. Но, уезжая, люди забывают потушить костер, оставляют битое стекло, бросают в траву окурки. А ведь любой занесенный извне источник, например, небрежно брошенный окурок на поле с сухой травой, провоцирует возгорания на значительных площадях. Порывами ветра огонь разносится на большие расстояния, сжигая все на своем пути.
Чтобы отдых на природе был действительно безопасным:
мангал или гриль используйте только при условии обеспечения непрерывного контроля за процессом горения и тления; при разжигании не используйте горючие жидкости; не оставляйте в местах отдыха непотушенные костры, спички, окурки, стеклянные бутылки (на солнце они работают как увеличительные стекла, фокусируют солнечный свет и поджигают траву).
Не проходите мимо горящей травы! При невозможности потушить пожар своими силами сообщайте о возгораниях в МЧС по номеру 101 или 112.
Алгоритм действий при пожаре!
Чрезвычайные ситуации происходят ежедневно и от них никто из нас не застрахован. Они возникают, как правило, внезапно и требуют от человека незамедлительных активных действий.
Поведение при возникновении загорания или обнаружении пожара зависит от конкретной обстановки и условий распространения огня. Однако в любом случае нельзя впадать в панику и терять самообладание. Следует как можно быстрее позвонить в дежурную службу МЧС по номеру «101», «112» и сообщить о пожаре, а самому постараться быстро оценить ситуацию и действовать в зависимости от возраста, навыков и возможностей, не подвергая свою жизнь опасности.
В большинстве случаев, когда загорание обнаружено в самой начальной стадии, его можно ликвидировать буквально одним стаканом воды или, накрыв мокрой скатертью, одеялом, любым другим плотным несинтетическим материалом; при возможности воспользоваться огнетушителем. Но когда пламя уже распространилось и необходимо вмешательство профессиональных спасателей, тогда надо как можно быстрее позвонить по номеру «101» и как можно скорее кратчайшим и самым безопасным путем покинуть помещение, квартиру, здание.
Самое главное при этом - постараться быстро оценить ситуацию и степень опасности для себя лично, для жильцов своей квартиры, для соседей по лестничной клетке. Задача трудная даже для взрослого человека, учитывая необычность ситуации, в которую попадает человек при пожаре. Тут должны помочь некоторые элементарные знания.
Если произошел пожар в квартире, подъезде, офисе?
Обнаружив пожар, необходимо немедленно вызвать спасателей МЧС по номеру «101» или «112» и сообщить следующие сведения:
-адрес, где обнаружено загорание или пожар;
-объект, где происходит пожар: во дворе, в квартире, в подъезде, в офисе и т.д.;
-что конкретно горит: телевизор, мебель, автомобиль;
Диспетчер попросит вас уточнить: номер дома, подъезда, квартиры, на каком этаже горит, откуда удобнее подъехать, код для входа в подъезд, есть ли опасность для людей и т.д., а также вашу фамилию и телефон.
Говорить необходимо по телефону четко и спокойно, не торопясь.
Знайте! Пока вы сообщаете о пожаре, спасательные подразделения уже подняты по тревоге и следуют к месту вызова (все необходимые сведения спасателям передадут по рации).
Помните! Если вы понадеетесь только на себя, то за те 10-15 минут, пока вы будете метаться по квартире или подъезду, пожарные уже успели бы приехать, приступить к ликвидации пожара и спасанию людей и имущества. Не рискуйте своей жизнью и жизнью соседей, как можно быстрее вызывайте спасателей. Если в вашей квартире нет телефона, оповестите соседей и попросите их срочно позвонить по телефону «101». Если вы обнаружили небольшое загорание, но не смогли его ликвидировать сразу же своими силами, немедленно звоните в дежурную службу МЧС. В данном случае лучше перестраховаться и вызвать профессионалов, чем самому бороться с разрастающимся пожаром.
Чего не следует делать при пожаре?
- переоценивать свои силы и возможности;
- рисковать своей жизнью, спасая имущество;
- заниматься тушением огня, не вызвав предварительно пожарных;
- тушить водой электроприборы, находящиеся под напряжением;
- прятаться в шкафах, кладовых, забиваться в углы и т.п.;
- пытаться выйти через задымленную лестничную клетку (влажная ткань не защищает от угарного газа);
- пользоваться лифтом;
- спускаться по веревкам, простыням, водосточным трубам с этажей выше третьего;
- открывать окна и двери (это увеличивает тягу и усиливает горение);
- выпрыгивать из окон верхних этажей;
- поддаваться панике.
Порядок действий в той либо иной ситуации чрезвычайной ситуации, любой пользователь смартфона или планшета может узнать в разделе «Что делать?» мобильного приложения «МЧС Беларуси: Помощь рядом».
Профилактика детского травматизма в холодное время года
Катание на санках, лыжах, коньках, тюбах (надувных санках) – самое любимое развлечение детей зимой. К сожалению, именно оно становится причиной многих травм. Здесь возрастает роль взрослых, которые должны научить ребенка правилам поведения, позволяющим избежать получения травм, и усилить контроль за их соблюдением.
Для предупреждения несчастных случаев и травмирования несовершеннолетних в зимний период необходимо помнить, что:
- при выборе инвентаря для катания предпочтение отдавать санкам;
- спускаться следует только с ровных, укатанных, пологих горок без трамплинов, кочек, деревьев или кустов на пути, заранее проверив, свободна ли трасса;
- в критической ситуации лучше перевернуться или завалиться на бок, чем столкнуться с деревом или другими санками;
- на коньках лучше всего кататься в специально оборудованных местах или катках;
- кататься на тюбингах можно только на специально оборудованных трассах – ровных, с выделенными полосами, с плоским съездом, с уклоном не менее 20–30 градусов, где все катаются строго по очереди;
- тюбинг должен быть в меру накачан, сидеть в нем может только один человек, обязательно держась за ручки;
- запрещено: кататься на тюбинге детям до 6 лет, от 6 до 12 лет – без присмотра взрослых; привязывать тюбинг к транспортным средствам.
Игра в снежки – еще одна зимняя забава, которая может привести к повреждениям глаз, поэтому задача взрослых – убедить ребенка беречься от попадания снега в лицо и не бросать снежки с ледяной корочкой и обледенелыми кусочками снега в друзей, особенно в голову.
Внимание и осторожность – главные принципы поведения, которых следует неукоснительно придерживаться в гололед, т. к. именно в это время возрастает количество травм и переломов у детей. Чтобы этого избежать, в первую очередь, необходимо правильно подобрать ребенку обувь: она должна быть на плоской рифленой подошве, произведенной из мягкой резины или термоэластопластов. Перемещаться по скользкой улице следует медленно, избегая резких движений, по возможности обходить лестницы. Если все же предстоит спуск по ступенькам, то ногу необходимо ставить вдоль ступеньки – в случае потери равновесия такая позиция смягчит падение.
Чтобы избежать неприятных последствий обморожения, родители должны правильно одеть ребенка для прогулок: многослойно, в теплую сухую одежду из натуральных материалов с обязательным слоем нательного белья, не забывать про перчатки, а уши и шею ребенка закрывать шапкой, шарфом и поднятым воротником. Обязательно защищать открытые участки кожи специальным детским кремом за 30 минут до выхода на улицу.
Наконец, зимой к списку травм добавляется еще и риск «приклеиться». Родителям нужно доходчиво объяснить ребенку, что в мороз нельзя лизать языком и притрагиваться мокрыми руками к железным конструкциям.
Уважаемые взрослые! Многих серьезных травм можно избежать, если вы будете внимательно следить за своими детьми и заботиться, чтобы их окружение было безопасным.
Памятка для родителей по безопасности детей на каникулах
Уважаемые родители!
На каникулах, у Ваших детей увеличивается количество свободного времени, которое они часто проводят без должного контроля со стороны взрослых, что может привести к угрозе жизни и здоровья детей, совершению правонарушений.
Чтобы дети хорошо отдыхали и не совершали противоправных действий, родителям рекомендуется:
- провести с детьми индивидуальные беседы, объяснив важные правила, соблюдение которых поможет сохранить жизнь;
- решить проблему свободного времени ребенка. Помните, что в ночное время (с 23 до 6 часов) детям и подросткам законодательно запрещено появляться на улице без сопровождения взрослых;
- постоянно быть в курсе, где и с кем ваш ребенок, контролируйте место его пребывания;
- убедить детей, что вне зависимости от того, что произошло, вы должны знать о происшествии. Объяснить детям, что некоторые факты никогда нельзя скрывать, даже если они обещали хранить их в секрете;
- изучите с детьми правила дорожного движения, езды на велосипедах, скутерах, мопедах, мотоциклах. Не забывать, что детям, не достигшим 14 лет, запрещено управлять велосипедом на автомагистралях и приравненных к ним дорогам, а детям, не достигшим 16 лет, скутером (мопедом, квадроциклом).
- обратить внимание на возможные случаи возникновения пожаров из-за неосторожного обращения с огнем: детская шалость; непотушенные костры; не затушенные окурки, поджог травы.
- регулярно напоминать детям о правилах поведения и соблюдении правил дорожного движения в весеннее время. Быть осторожными и внимательными во время движения по дороге, особенно в вечернее время суток.
- регулярно напоминать детям о вреде употребления алкогольных напитков, курения, наркотических веществ.
- регулярно напоминать детям об опасности пребывания на водоёмах в период каникул.
Сохранение жизни и здоровья детей – главная обязанность взрослых.
Пожалуйста, сделайте все, чтобы свободное время Ваших детей не было омрачёно.
Если вы ответственный родитель
Формируйте у детей навыки обеспечения личной безопасности.
Постоянно будьте в курсе, где и с кем ваш ребёнок, контролируйте место пребывания детей.
Не разрешайте разговаривать с незнакомыми людьми. Объясните ребёнку, что он имеет полное право сказать «нет» всегда и кому угодно, если этот «кто-то» пытается причинить ему вред.
Научите детей быть предельно внимательными на дороге и в общественном транспорте.
Проявляйте осторожность и соблюдайте все требования безопасности, находясь с детьми на игровой или спортивной площадке.
Учите детей не только соблюдать Правила дорожного движения, но и с самого раннего возраста учите их наблюдать и ориентироваться на улице.
Расскажите ребенку, что движение на велосипеде по проезжей части, в том числе по пешеходному переходу и на зеленый свет – это опасно. Данное действие является правонарушением.
Железная дорога, стройки, склады и другие специализированные территории не предназначены для игр и прогулок детей. Игры на данных территориях часто приводят к несчастным случаям и правонарушениям.
Конфликтные взаимоотношения и непонимание в семье могут стать причиной ухода из дома. В случае возникновения трудностей в общении с ребенком обратитесь к педагогам, психологам, иным специалистам. Не оставайтесь наедине с проблемой!
Общение с посторонними
Научите детей осторожно вести себя при общении с посторонними: не принимать подарки, угощение, напитки от незнакомцев без разрешения родителей, не позволять кому-то прикасаться к себе, сразу рассказывать о таких попытках родителям, никогда не соглашаться куда-либо идти в сопровождении незнакомых людей, не садиться в автомобиль с незнакомым человеком, не обсуждать свои проблемы с незнакомыми и малознакомыми людьми. Если кто-то пытается ворваться в квартиру ребенок должен звонить в милицию, звать на помощь. Если люди в автомобиле спрашивают, как куда-нибудь доехать, нельзя подходить близко и соглашаться сопровождать их.
В соответствии со статьей 10.3. КоАП Республики Беларусь родители обязаны обеспечить сопровождение ребенка в возрасте до шестнадцати лет совершеннолетним лицом в период с двадцати трех до шести часов вне жилища.
Меры безопасного поведения в Интернете
Объясните детям, что общаться и вести себя в социальной сети необходимо так же осторожно, как и в реальной жизни.
Запретите детям оставлять в публичном доступе или отправлять незнакомцам по почте контактную информацию (телефон, адрес, т.д.).
Объясните детям, что нельзя соглашаться на уговоры незнакомых людей о личной встрече.
Просматривайте сайты, которыми часто пользуется ваш ребёнок, с целью недопущения вовлечения ребёнка в неформальные организации.
Расскажите детям, что любая фотография, видео и информация интимного содержания, отправленная «по секрету» одному человеку, может оказаться доступной для любого пользователя.
Соблюдайте правила безопасности дома
- не оставляйте без присмотра детей дошкольного и младшего школьного возраста, не позволяйте им пользоваться легковоспламеняющимися материалами;
- следите за газовыми и электрическими приборами.
- не позволяйте играть с легко воспламеняющимися предметами и жидкостями (спички, зажигалки, аэрозоли и т.д.), поворачивать вентили газовой плиты или колонки.
- научите детей в случае обнаружения пожара незамедлительно покинуть место опасности и звонить 101 либо 112.
Алкоголь, табак, наркотики – высокая степень опасности!
Употребление алкогольных и слабоалкогольных напитков, табачных изделий несовершеннолетними в Республике Беларусь категорически запрещено! Наливая ребенку за праздничным столом «чуть-чуть» любого алкогольного напитка или разрешая подростку попробовать затянуться сигаретой, вы совершаете правонарушение в соответствии со статьей 19.4 КоАП Республики Беларусь «Вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественное поведение». В данном случае ребенок может быть признан находящимся в социально опасном положении, нуждающимся в государственной защите и отобран у родителей.
Расскажите своему ребенку, что поддавшись на уговоры друзей и знакомых попробовать алкоголь, табачные изделия в возрасте до 18 лет он подвергает угрозе свое здоровье, свое будущее и нарушает закон своей страны.
Наркотические, психотропные вещества, их аналоги и любые действия с ними строго наказываются по закону. Понимание, что данные вещества нельзя хранить, приобретать, употреблять, изготавливать никому и никогда, нужно привить ребенку с самых ранних лет. Отказываться от употребления любого неизвестного и сомнительного вещества необходимо твердо и сразу, затем необходимо сообщить родителям, педагогам, милиции о том, что кто-то предлагал данное вещество.
За действия с табачными некурительными смесями (насвай, снюс, т.д.) в законодательстве Республики Беларусь предусмотрена административная ответственность.
Напомните детям, что употребление алкоголя, табака, наркотических и психотропных веществ в любых количествах может навсегда подорвать их здоровье и даже лишить жизни!
Практические советы
Убедитесь, что ваши дети знают телефон милиции, скорой помощи, пожарной службы, адрес. Отрепетируйте, как нужно разговаривать с дежурным, чтобы в нужный момент ребенок не растерялся.
Всегда знайте, где ваши дети, и они пусть всегда знают, где вы.
Научите ребенка в случае, если он потерялся, ждать вас в том месте, где вы расстались, и никуда не уходить ни с кем, ни под каким предлогом.
Всегда записывайте адреса и телефоны всех друзей вашего ребенка, а также телефоны (рабочие и мобильные) их родителей.
Никогда не пренебрегайте детскими опасениями, даже если вам кажется, что они мнимые.
Убедите ребенка, что вы всегда придете на помощь, что бы ни произошло.
ПОМНИТЕ!
ПРАВИЛЬНОСТЬ ВАШИХ ДЕЙСТВИЙ
И ДЕЙСТВИЙ ВАШИХ ДЕТЕЙ ПОМОГУТ ПРЕДУПРЕДИТЬ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ ПРОИСШЕСТВИЯ И СОХРАНИТЬ
ЖИЗНЬ И ЗДОРОВЬЕ ВАШЕМУ РЕБЕНКУ!
Буллинг - памятка для родителей
ОСТОРОЖНО БУЛЛИНГ!
БУЛЛИНГ — ЭТО КОГДА ОДИН ЧЕЛОВЕК НАМЕРЕННО И НЕОДНОКРАТНО ЗАСТАВЛЯЕТ ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА ЧУВСТВОВАТЬ СЕБЯ ПЛОХО, И ПРИ ЭТОМ ЖЕРТВЕ ТРУДНО ЗАЩИТИТЬСЯ. Однако ситуация не считается БУЛЛИНГОМ, когда двое учащихся, у которых есть похожие сильные стороны, дерутся или спорят друг с другом.
БУЛЛИНГ это:
- СЛОВЕСНЫЕ ОСКОРБЛЕНИЯ
- ФИЗИЧЕСКИЕ ПОБОИ, ПОДНОЖКИ, ТОЛЧКИ
- УГРОЗЫ
- НЕПРИЛИЧНЫЕ ЖЕСТЫ
- ВЫМОГАТЕЛЬСТВО
- ИГНОРИРОВАНИЕ КОГО-ТО, ОСТАВЛЕНИЕ В СТОРОНЕ
- ПОПЫТКИ ЗАСТАВИТЬ ДРУГИХ НЕ ЛЮБИТЬ ЖЕРТВ
- ПИСАТЬ ИЛИ РИСОВАТЬ ГАДОСТИ ПРО КОГО-ТО
- КИБЕРБУЛЛИНГ
ПРИЗНАКИ
- Ребенок ВНЕЗАПНО теряет интерес к школе, ищет причины не посещать занятия.
- Изменения в настроении и поведении. Ребенок, без видимых причин, становится замкнутым, мнительным, тревожным.
- Часто болеет и жалуется на боли в животе, в груди, головную боль при отсутствии соответствующих симптоматике заболеваний, теряет аппетит
- Частые нарушения сна.
- Следы насилия
- Повышенная раздражительность и утомляемость
- Появляются запросы на дополнительные деньги.
- Отдает предпочтение взрослой компании, не общается со сверстниками.
- Отказывается разговаривать на «неудобные темы».
ЧТО ДЕЛАТЬ:
- Оказать психологическую и эмоциональную поддержку ребенку, дать понять ребенку, что вы на его стороне и приложите максимум усилий, чтобы урегулировать сложившуюся ситуацию с травлей
- Не поддаваться паническим и агрессивным настроениям, сохранять спокойствие. Первоочередная задача — успокоиться самому и успокоить ребенка, обеспечив ему ощущение защищенности и эмоционального комфорта.
- Внимательно выслушать ребенка. Разобраться в причине и последовательности событий, задавать вопросы и попытаться узнать его мнение по поводу причины сложившейся ситуации.
- Уверить ребенка в том, что проблема не у того, кто является жертвой, а у того, кто выступает агрессором. Шаблон, который является общим для всех моделей поведения агрессоров, заключается в том, что обидчик утверждается в своей самооценке «нездоровым» способом.
- Обучение навыкам преодоления трудностей. Понимая такую особенность буллинга, как дисбаланс власти, стоит объяснить ребенку, что агрессор тем сильнее, чем сильнее расстраивается или злится жертва.
ПАРАЛЛЕЛЬНО С ЭТИМИ ДЕЙСТВИЯМИ НЕОБХОДИМО:
- Как можно скорее сообщить о проблеме классному руководителю. Вы, как родитель, можете попросить организовать встречу совместно с директором или завучем для системного подхода к преодолению буллинга благодаря сотрудничеству «родитель-учитель-администрация школы».
- Совместно с учителем должны быть приняты следующие действия:
-отличить буллинг от других форм насилия и агрессии;
-обозначить травлю не как индивидуальную проблему, а КАК ПРОБЛЕМУ КОЛЛЕКТИВА
- ОБРАТИТЬСЯ ЗА ПОМОЩЬЮ К ШКОЛЬНОМУ ПСИХОЛОГУ. Иногда ситуация травли оказывается морально и эмоционально сложной не только для ребенка, но и для родителя, поэтому не стоит пренебрегать помощью специалиста.
- Если травля НЕ ПРЕКРАЩАЕТСЯ, при посредничестве учителя (НЕ САМОСТОЯТЕЛЬНО) нужно связаться с родителями обидчика и поговорить с ними, в присутствии педагога, психолога и администрации школы.
- Интересуйтесь имениями ситуации в школе у УЧИТЕЛЯ не реже раза в неделю.
- ПОМОГИТЕ ВАШЕМУ РЕБЕНКУ БЫТЬ УСТОЙЧИВЫМ К ТРАВЛЕ.
Как говорить с подростком о курении вейпов?
Дети всегда открыты к экспериментам, не прочь почувствовать себя взрослыми и нарушить запреты. В подростковом возрасте особенно велик соблазн покурить за углом школы и не быть пойманными учителями или скрыть запах от родителей. Теперь и без того задачка со звездочкой осложнилась появлением электронных сигарет, в том числе вейпов, которые снискали большую популярность у подростков.
Родители не единожды обращались в редакцию «Семьи и школы» с просьбой рассказать больше о вейпах и о том, как распознать, курит ли школьник электронные сигареты. Подробнее об этом опасном для здоровья увлечении можно почитать в зимнем номере журнала, а наша памятка – для тех взрослых, которые уже хотят поговорить с ребенком о вреде «парения», но не знают, как сделать так, чтобы беседа дала нужный результат.
Что такое вейп?
- Есть разные виды электронных сигарет: электронные кальяны, pod-системы, вейп-ручки, вейпы, HQD-системы. Их использование называют «вейпингом».
Вейпинг (от английского «vaping» – парение) – процесс курения электронной сигареты или других подобных устройств посредством вдыхания пара.
- Вейпы бывают разных форм и размеров. У большинства есть аккумулятор, нагревательный элемент и резервуар для жидкости. Некоторые из них выглядят как обычные сигареты, сигары или трубки, другие сделаны в форме флешек, ручек ярких цветов и иных предметов повседневного обихода.
- Электронные сигареты производят аэрозоль при нагревании жидкости, которая обычно содержит ароматизаторы, никотин и другие химические вещества. Они и помогают образовывать аэрозоль. Жидкость называют «электронным соком» или «вейп-жидкостью».
Из чего на самом деле состоит жидкость для вейпа?
- Обычно в состав жидкости входят: глицерин; пропиленгликоль (Е1520); ароматические добавки; нитрозамин – органическое вещество, содержащее азот, которое может оказывать токсический эффект и канцерогенное действие; диэтиленгликоль – химическое соединение, которое при попадании в организм поражает почки и печень; формальдегид – ядовитое и высокотоксичное соединение, отравление которым может закончиться летальным исходом; ацетальдегид – канцероген, формирующий привыкание к курению.
- Конечно, возможны разные варианты, но все же ни один состав для «парения» нельзя назвать «безопасным» и тем более «полезным». Есть исследования, в которых по степени вреда здоровью вейпы и другие электронные сигареты стоят даже выше обычных. Кроме того, известно, что 99% из них содержат никотин в том или ином виде, например, соли никотиновой кислоты.
- Врачи утверждают, что многие ингредиенты аэрозоля для электронных сигарет наносят вред легким, часть из них воздействуют на иммунную систему, увеличивая восприимчивость к респираторным заболеваниям, а некоторые способны вызывать гастрит или язву желудка. Не стоит забывать и о зависимости от никотина, которой подвержены и обычные курильщики, и адепты «парения».
Как подготовится к беседе с ребенком и с чего начать?
- Перед разговором изучите информацию об электронных сигаретах и подготовьте аргументы.
- Будьте терпеливы, готовы выслушать и построить полноценный диалог.
- Начните с вопросов. Расспросите подростка, как давно он попробовал вейп, как часто курит, в каких ситуациях ему этого хочется. Вам станут понятны причины и мотивы поступка, а школьник поймет, что вы не настроены на нравоучения.
- Спокойно озвучьте свою позицию, но не старайтесь вызвать у ребенка чувство стыда.
Вместо эмоций – только факты, в которых вы уверены
- Фраза «нельзя курить» неубедительна. Лучше разобраться, в чем реальный вред новомодной привычки.
- Не сравнивайте табачные изделия по степени вредности. Они все несут риск зависимости, ущерб здоровью и качеству жизни.
- Избегайте цифр, свидетельствующих о том, сколько молодых людей употребляют табачные изделия, и любых упоминаний, что это кто-то считает «крутым».
- Не используйте упоминание курения в контексте других рискованных форм поведения, которые нравятся молодежи. Так, например, фраза «Когда ты куришь, ты играешь в рулетку со своим здоровьем» может вызвать реакцию, противоположную ожидаемой.
Вместо запретов и наказаний – ищем варианты альтернативного поведения
- Не лишайте ребенка карманных денег. Это вызовет лишь сопротивление. А смекалка подскажет, как заработать.
- Отправьтесь в поход или небольшое путешествие, где у школьника просто не будет возможности «парить». Он забудет о вредной «игрушке».
- Подберите ребенку кружки и секции или поддержите имеющиеся у него увлечения. Уделяйте больше времени семейному досугу.
- Можно в качестве воспитательной меры найти подростку подработку. Времени курить не будет, а возможность купить что-то полезное на собственные деньги порадует.
Безусловно, с детьми необходимо говорить о том, что курение в любом формате –путь к зависимости и урон здоровью, в том числе интеллекту и качеству дальнейшей жизни, и в вашей семье или школе это недопустимо.
Профилактика подросткового алкоголизма
Большой проблемой любого общества является такой недуг, как алкоголизм. Для борьбы с ним человек прилагает множество усилий и в некоторых случаях ему удается победить эту проблему. Существуют специальные меры профилактики алкоголизма. Все они направлены на формирование негативного отношения к спиртным напиткам. Необходимо показывать на своем примере, как можно обойтись без спиртных напитков: в окружающем мире существует множество других увлечений и интересных занятий.
Профилактика алкогольной зависимости в семье
Чаще всего такое заболевание, как алкоголизм, так же как и многие другие нуждается в профилактических действиях. В первую очередь необходимо создать верный тезис, который будет поддерживать негативное отношение к алкогольным напиткам. Нужно создавать атмосферу, при которой не будет возникать желания принимать спиртные напитки. Часто в целях профилактики алкоголизма среди подростков используют множество занятий, пытаются увлечь его различными видами спорта и обучения.
Самые важные аспекты в таких действия профилактики алкоголизма это гуманность и направленность. Каждый человек это личность, и в любых его желаниях требуется поддержка и понимание. Тогда когда достигается полный психологический комфорт, не остается места и время для алкоголя и зависимости. Для этого необходимо проводить беседы на темы, касающиеся алкогольной зависимости.
Необходима поддержка любого человека в его начинаниях и развитие творческой мысли, все это направлено на профилактику алкоголизма. В семье происходит профилактика на уровне общения. Каждый человек в семье имеет право голоса и высказывания своего мнения. Создавая обстановку комфорта, тепла и уюта, человек отказывается от мысли употребления алкоголя.
Профилактика зависимости среди подрастающего поколения
Подростковая зависимость от алкоголя, довольно трудно решаемая проблема и потребует приложения немалых трудов и сил. Проблема заключается как в физиологическом, так и в моральном плане, для этого и проводится профилактика алкоголизма. В подростковом возрасте алкоголь наносит серьезный вред здоровью, несмотря на его дозировку. Страдают в основном следующие категории подростков:
- Дети из неблагополучных семей нуждаются в профилактике алкоголизма.
- Подростки, связавшиеся с непростой компанией, должны попадать под профилактику алкогольной зависимости.
- Дети, которым не хватает общения и внимания, нуждаются в такой профилактике.
- Подростки, которые ничем не заняты, должны также получать профилактические беседы на тему вреда алкоголизма.
Важную роль в профилактике подросткового алкоголизма играют организационные и воспитательные меры. Необходимо приложить усилие и донести до сознания подростка, какой вред может нанести алкоголь не только его здоровью, но и психике. В целях профилактики алкоголизма необходимо усиленно проводить различные беседы.
Нужно попробовать стимулировать любое начинание подростка, повысить его круг интересов, направить в нужное русло обучение по специальной программе. Именно в подростковой профилактике очень важную роль играет поведение родителей. Они должны показать как на своем примере, так и окружающих, что не существует безвредных алкогольных напитков и любой алкоголь наносит вред организму человека. Проводить профилактику алкоголизма среди подростков, это важный аспект в воспитательной работе.
В школах создаются специальные программы с докладами профилактики подросткового алкоголизма. Они направлено ведут психологическую борьбу с таким недугом и помогают в профилактике алкоголизма. Способность преодолевать любые кризисные ситуации, адаптироваться в обществе и коллективе, все это выражается в направленности таких действий педагогов. Опытные специалисты помогают своими действиями отвлечь подростка от пагубного пристрастия.
Обучение и овладение новой профессией также помогает справляться с проблемой алкоголизма среди подростков. Необходимо убедить детей подросткового возраста во всей пагубности такого пристрастия. Для профилактики алкоголизма проводятся не только школьные беседы, доклады и лекции, но и индивидуальные занятия, на которых ребенок получает полнейшую информацию о вреде алкогольной зависимости и понимает всю серьезность его лечения.
Факторы защиты от алкоголизма среди школьников
Психика ребенка школьного возраста намного слабее, чем у взрослого человека, в тех случаях, когда проводится профилактика заболевания у более старшего поколения, она страдает намного меньше. Необходимо соблюдать некоторые правила, воздействуя на психологическую картину подростка:
- Необходимо поддерживать благоприятную и благополучную атмосферу в семье. Отсутствие конфликтных ситуаций и полноценные доверительные отношения, не смогут спровоцировать тягу к алкоголю.
- У ребенка должно выработаться стойкость к стрессам, развиваться нормально интеллектуальные способности.
- Постоянный медицинский контроль за здоровьем, различное лечение подростка, может помочь оградить его от принятия алкоголя.
- Со стороны внешнего социального фактора, необходимо обеспечить его проживание в нормальном некриминальном районе.
- Если будут соблюдаться все социальные нормы и правила, то ребенок не станет задумываться об употреблении алкоголя.
- Для того чтобы оградить и провести профилактику алкоголизма, не нужно действовать жесткими методами. Необходимо полностью разобраться в проблеме связанной с таким пристрастием. Все меры должны быть четко направлены на исправления этой проблемы, необходимо полностью отвлечь подростка от темы алкоголя.
- Нельзя уступать в тех случаях, когда подросток уже имеет сильное пристрастие к алкоголю, необходимо как можно быстрее провести профилактику алкоголизма среди его круга общения.
Меры профилактики алкоголизма
Пьянство в семье подростка является одним из основных проблем. Для того чтобы провести меры профилактики алкоголизма в таких неблагополучных семьях, необходимо предупреждать родителей о вреде пьянства. Находясь в окружении пьющих родителей, подросток испытывает сильнейшее эмоциональное напряжение, которое снимает таким же способом. Для того чтобы такие срывы не случались, нужно оказывать как можно большую моральную и психологическую поддержку. Стараться занимать его различными воспитательными и обучающими программами, в целях профилактики алкоголизма.
Для подростка необходимо организовать его социальный и культурный досуг в целях профилактики алкоголизма. Только в этих случаях можно предотвратить алкоголизм среди несовершеннолетних и не доводить ситуацию до лечения у специалистов. Пьянство в семье это основной порок, который окружает несовершеннолетних. Профилактика алкоголизма просто необходима в этом случае. Существует некая предрасположенность к алкогольной зависимости, которая со временем ведет вынужденное лечение у врача. Здесь необходимо подходить с разных сторон решения проблемы алкоголизма.
Нельзя оставаться в стороне и наблюдать за тем, как подросток пристрастился к алкогольной зависимости, нужно оказывать всякую помощь, иначе все может закончиться лечением у специалистов этой области. Лечение алкогольной зависимости проводится под наблюдением опытных специалистов, и не всегда с первого раза дает свои результаты. Для того чтобы этого не случалось и необходимо проводить профилактику алкоголизма.
Чаще всего в целях профилактики алкоголизма используют психологический фактор. Физические воздействие не помогает и не оказывает положительного влияния на психику подростка. Необходимо подойти к профилактике с разных сторон. Семья, школа и социальный круг общения должен быть для подростка выражен только с положительной стороны. Профилактика алкоголизма заключается в том, чтобы как можно сильнее оградить подростка от многих факторов, влияющих на развитие зависимости.
Проблема алкоголизма среди подростков, стоит довольно остро и необходимо предпринимать как можно больше действий для ее профилактики. Не стоит перекладывать решение проблемы на школу и учителей, необходимо выявить источник и постараться устранить проблему при помощи различных подходов к ней.
Психолог советует
Памятка родителям к новому учебному году |
Родителям первоклассников |
Родителям пятиклассников |
Родителям старшеклассников |
Каковы признаки успешной адаптации?
- Удовлетворенность ребенка процессом обучения. Ему нравится в школе, он не испытывает неуверенности и страхов.
- Насколько легко ребенок справляется с программой. Если программа традиционная, а ребенок испытывает затруднения при обучении, необходимо поддержать его в трудный момент, не критиковать излишне за медлительность, а также не сравнивать с другими детьми. Все дети разные.
- Если программа сложная, внимательно следите, не является ли такая нагрузка для ребенка чрезмерной. Лучше вовремя откорректировать это, иначе начнутся проблемы со здоровьем. Может быть, в другом классе, с меньшей нагрузкой, ребенок почувствует себя комфортнее?
- Очень важно на первых порах вселить в школьника уверенность в успех, не позволять ему поддаваться унынию ("У меня ничего не получится!"), иначе бороться с апатией вы будете очень долго.
- Признак успешной адаптации - это степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому.
- Самым важным признаком того, что ребенок полностью освоился в школьной среде, является его удовлетворенность межличностными отношениями с одноклассниками и учителем.
Какие особенности необходимо учитывать родителям старшеклассников?
Если ваш ребенок перешел в 10 класс из другой школы, то отнеситесь с пониманием к важной потребности ребенка наладить взаимоотношения с одноклассниками.
Некоторые дети в этом возрасте определились со своими профессиональными предпочтениями, хотя психологи обращают особое внимание на тот факт, что выбор профессии - это развивающийся процесс, который проходит в течение длительного периода. Этот процесс включает в себя серию "промежуточных решений", совокупность которых и приводит к окончательному выбору. Однако старшеклассники делают этот выбор не всегда осознанно и зачастую принимают решение о предпочитаемой области будущей трудовой деятельности под влиянием момента. Следовательно, они явно дифференцируют предметы на "полезные" и "ненужные", что вызывает игнорирование последних. Если это так, попробуйте внимательно отнестись к возникшему интересу в какой-то области, помогите углубить ребенку свои знания в ней, обязательно найдите возможность познакомить ребенка с привлекательной профессией - а вдруг он ошибся с выбором? Лучше своевременно переориентировать человека, чем позже расплачиваться за "мимолетное увлечение".
Другой особенностью старших подростков становится возврат интереса к учебной деятельности, что не может не радовать родителей. Как правило, в это время дети и родители становятся единомышленниками, активно обмениваются взглядами на выбор профессионального пути. Большинство родителей хотели бы, чтобы их дети пошли учиться дальше, получили бы высшее образование. Но не многие задумываются о том, насколько у старшеклассника присутствуют общеучебные навыки, умеет ли он учиться? Чрезмерная акцентуация на объеме приобретаемых знаний, а не на способе их получения может привести к тому, что после поступления в вуз для ребенка это и станет главной трудностью. Поэтому постарайтесь понаблюдать за тем, умеет ли будущий абитуриент конспектировать, владеет ли элементарными умениями по оформлению письменных работ, написанию реферата.
Однако существуют и некоторые сложности во взаимодействии взрослых и детей. Это касается личной жизни подростков, куда вход родителям зачастую запрещен. При умелом дозировании общения, уважении права ребенка на личное пространство этот этап проходит достаточно безболезненно. Обратите внимание, что мнение сверстников в данный возрастной период представляется детям гораздо более ценным и авторитетным, чем мнение взрослых. Но только взрослые могут продемонстрировать подросткам оптимальные модели поведения, показать им на собственном примере, как надо строить отношения
Нередко в 10-м классе возникает ярко выраженная проблема – желание отдохнуть после напряженного 9-го класса и перед выпускным одиннадцатым. Для того чтобы старшеклассники не отдалялись от взрослых, нужно обстоятельно объяснить свои опасения, что именно вас беспокоит в его поведении. Можно рассказать о своих упущенных возможностях в его возрасте, но без раздражений и поучений. Желательно, чтобы вы ориентировались в различных молодежных явлениях, направлениях, а не говорить заранее, что все, что интересует подростков - полная ерунда. Ребенку для уверенности в себе необходимо знать, чем интересуются его сверстники. Если вам не нравится стиль и макияж, который выбрали ваша дочь или сын, не насмехайтесь над ним, не запрещайте, а объясните, что именно вам не нравится, почему, и как следует изменить стиль.
Юноши и девушки охотно используют время обучения в 10-м классе для общения с друзьями, проводят больше времени вне дома, реже приглашают друзей к себе. Объясните свои волнения, они должны быть аргументированы и разумны, но не категоричны. Назидания и нравоучения не помогут, а только оттолкнут вас друг от друга. В 10-м классе необходимо школьникам уже окончательно определиться, куда они будут поступать. Если принято конкретное решение – следует предпринять какие-либо шаги для начала подготовки к экзаменам. Посетите дни открытых дверей в различных заведениях для получения более полной информации. Родители и педагоги в состоянии оценить знания по необходимым предметам и по самым «хромающим» начать подготовку. Именно в 10-м классе эти занятия будут своевременными. Повышенная тревожность в это время только усилит переживания.
Больше разговаривайте со своими детьми, интересуйтесь их жизнью. Они только кажутся взрослыми, им еще очень нужна ваша помощь.
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
Итак, если вы стали счастливым родителем первоклассника, то вам помогут простые советы, как легко пережить такой ответственный момент как адаптация к школе:
- Будите ребёнка ласково: пусть у него будет хорошее настроение на весь день!
- Не спешите. Правильно рассчитывайте время – это ваша задача.
- Не запугивайте ребёнка перед выходом в школу! Просто желайте ему удачи и хорошего дня.
- Забирая ученикапосле школы, не приставайте к нему с бесконечными вопросами по поводу школы. Пусть ребёнок расслабиться, отдохнёт.
- Если Вы видите, что малыш чем-то опечален, — дайте ему время, пусть он расскажет о своей проблеме сам.
- Если учитель высказал вам замечания по поводу вашего ребенка, воспринимайте это сдержанно. Желательно, чтобы ребёнка при этом разговоре не присутствовало.
- Не заставляете ребёнка выполнять домашнее задание непосредственно после прихода из школы.
- Не требуйте выполнять сразу все задания – устраивайте перерывы.
- Поощряйте самостоятельность первоклассника при выполнении упражнений. Если ему потребуется помощь – он скажет.
- Не ставьте ребёнку условий.
- Лучше всего, когда все члены семьи поддерживают одну тактику воспитания ребёнка и общения с ним.
- Не игнорируйте жалобы малыша на самочувствие – это может быть показателем переутомления.
- Сказки перед сном никто не отменял. Будьте ласковы с первоклассником, помогите ему успокоиться и заснуть.
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПЯТИКЛАССНИКОВ
- Воодушевите ребёнка на рассказ о своих школьных делах.
- Не ограничивайте свой интерес обычным вопросом типа: «Как прошёл твой день в школе?». Каждую неделю выбирайте время, свободное от домашних дел, и внимательно беседуйте с ребёнком о школе. Запоминайте отдельные имена, события и детали, о которых ребёнок вам сообщает, используйте их в дальнейшем для того, чтобы начинать подобные беседы о школе.
- Регулярно беседуйте с учителями вашего ребёнка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми.
- Без колебаний побеседуйте с учителем, если вы чувствуете, что не знаете о школьной жизни вашего ребёнка или его проблемах, связанных со школой, или о взаимосвязи его школьных и домашних проблем. Даже если нет особенных поводов для беспокойства, консультируйтесь с учителем вашего ребёнка не реже, чем раз в два месяца.
- Не связывайте оценки за успеваемость ребёнка со своей системой наказаний и поощрений.
- Ваш ребёнок не должен оценивать свою хорошую успеваемость как награду, а неуспеваемость – как наказание. Если у ребёнка учёба идёт хорошо, проявляйте чаще свою радость. Выражайте озабоченность, если у ребёнка не все хорошо в школе. Постарайтесь насколько возможно, не устанавливать наказаний и поощрений они могут привести к эмоциональным проблемам.
- Помогайте ребёнку выполнять домашние задания, но не делайте их сами.
- Продемонстрируйте интерес к этим заданиям. Если ребёнок обращается к вам с вопросами, связанными с домашними заданиями, помогите ему найти ответы самостоятельно, а не подсказывайте их.
- Помогите ребёнку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе.
- Выясните, что вообще интересует вашего ребёнка, а затем установите связь между его интересами и предметами, изучаемыми в школе. Например, любовь ребёнка к фильмам можно превратить в стремление читать книги, подарив книгу, по которой поставлен фильм. Ищите любые возможности, чтобы ребёнок мог применить свои знания, полученные в школе, в домашней деятельности. Например, поручите ему рассчитать необходимое количество продуктов для приготовления пищи или необходимое количество краски, чтобы покрасить определенную поверхность.
- Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддержать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в жизни ребёнка происходят изменения.
- Старайтесь избежать больших изменений или нарушений в домашней атмосфере. Спокойствие домашней жизни поможет ребёнку более эффективно решать проблемы в школе.
В этот период родители должны быть особенно внимательны к своим детям.
-Не забывайте о смене учебной деятельности ребёнка дома, создавайте условия для двигательной активности между выполнением домашних заданий. Наблюдайте за правильной позой во время выполнения домашних заданий, заботьтесь о правильном световом режиме. Предупреждайте близорукость, искривление позвоночника, тренируйте мелкие мышцы кистей рук. Обязательно вводите в рацион ребёнка витаминные препараты, фрукты и овощи. Организуйте правильное питание. Заботьтесь о закаливании ребёнка, максимальной двигательной активности.
Воспитывайте ответственность ребёнка за свое здоровье.
Первое условие школьного успеха пятиклассника – безусловное принятие ребёнка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться. Родители должны обязательно проявлять интерес к школе, классу, в котором учится ребёнок, к каждому прожитому им школьному дню. Обязательно знакомьтесь с одноклассниками вашего ребёнка и общайтесь с ними после школы. Недопустимы физические меры воздействия, запугивание, критика в адрес ребёнка, особенно в присутствии других людей. Учитывайте темперамент ребёнка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если взрослые и сверстники относятся к ним насмешливо и даже жестоко, проявляют насилие. Предоставляйте ребёнку самостоятельность в учебной работе и организуйте обоснованный контроль за его учебной деятельностью. Развивайте самоконтроль, самооценку и самодостаточность ребёнка.
Как начать учебный год без стресса
Начало учебного года нередко становится стрессом и для самого школьника, и для всей семьи. Суета в книжных магазинах, заспанный по утрам и несчастный ребёнок… Как избежать стресса от приближающегося первого звонка и встретить новый школьный год с радостью и позитивным настроем?
Не формируйте негативных ожиданий
Когда с начала августа ребёнок начинает слышать слова вроде: «Готовься, скоро контрольные, надо подтянуться, повтори старые темы, расслабляться в этом году нельзя», – его охватывает тревога. И одновременно лень, поскольку тревожно-негативный настрой даже у взрослых способен заблокировать всякий интерес к новому и стремление к достижениям.
Прозвучит банально, но позитивный настрой работает гораздо лучше. Не пугайте школьника. Лучше расскажите ему, какие новые и интересные предметы ждут его в предстоящем году: «Начинается иностранный язык? Это здорово – ты сможешь разговаривать по-английски. На химии в этом году вас научат проводить химические опыты, это очень увлекательно.
Постепенно сдвигайте режим
Одним из источников стресса в начале учебного года оказывается необходимость ранних подъёмов, от которых за лето отвыкла вся семья. Привыкание к школьному режиму хорошо бы начать за 2-3 недели до первого звонка. Например, можно каждую неделю или пять дней вставать на полчаса-час раньше. Сдвигайте стрелку будильника постепенно, в том темпе, в котором это комфортно вам и ребёнку. Кому-то легче за неделю решительно начать подъёмы в 7 утра, а кому-то легче с начала августа постепенно привыкать просыпаться всё раньше.
Вместе с ребёнком подготовьте его рабочее место
Разгрести рабочий стол, проверить, что лежит в ящиках и на полках, освободить на полках место для новых учебников и тетрадей, составить список недостающих письменных принадлежностей – всё это стоит сделать заранее. Кроме наведения чистоты и систематизации пространства, такая уборка является хорошим психологическим упражнением, которое помогает подготовиться к изменению ритма жизни.
Не начинайте все занятия сразу
И ещё: постарайтесь не требовать отличной успеваемости в первые же недели осени. Особенно если вы знаете, что ваши сын или дочь с трудом переключаются с одного режима на другой. Первые несколько недель в школе после летних каникул уходят на адаптацию к новому ритму жизни. Не ставьте ребёнку завышенную планку, требуя от него стройных рядов «десяток» в дневнике и блестящих ответов у доски.
Если в этом учебном году вы планировали записать ребёнка в новые секции – хорошо, если их начало не будет совпадать с началом школьных занятий. Может быть, курсы иностранного языка и кружок по программированию можно начать уже в августе, а уроки тенниса и плавания, наоборот, отложить до октября. Это обеспечит дочери или сыну более плавное вхождение в учебный ритм. Слишком много новых задач одновременно перегрузят нервную систему школьника: есть риск, что он станет нервозным, постоянно уставшим и не сможет показать хороших результатов ни в учёбе, ни в дополнительных занятиях.
Помогайте планировать
Задача родителей – помочь ребёнку справиться с психологической и организационной нагрузкой. Во-первых, разговаривайте с дочерью или сыном. Спрашивайте, что из новых предметов ему интересно, а что вызывает непонимание или сложности, кто из новых учителей понравился, а кто пока не очень. Если поменялся состав класса, обязательно поговорите о том, как складываются отношения с новыми ребятами. Что касается организационной помощи, лучше всего работают наглядные расписания. Можно вместе со школьником составить и повесить на стену табличку-график, которая будет показывать, домашние задания по каким предметам в какие дни недели готовить. А может быть, ваши дочь или сын так хорошо управляются со смартфоном, что им будет удобнее и интереснее распланировать своё расписание там. Форма не так важна – важно, чтобы ребёнок постепенно приучился к самоорганизации и планированию.
Поговорите с ним и о распорядке дня. Многие родители настаивают, чтобы сразу после прихода из школы и обеда ребёнок садился за уроки. Но для многих детей это неудачное решение, поскольку они не успевают достаточно отдохнуть, а после плотной еды ещё и не могут сосредоточиться. Возможно, школьнику требуется час-полтора на отдых после школьных занятий, и после этого уроки будут делаться быстрее и эффективнее.
Выделите время на отдых и радость
Здорово, если на первые, ещё теплые недели сентября у вас получится запланировать какое-то приятное событие. Может быть, начало учебного года стоит отметить походом в кафе, зоопарк или просто прогулкой в лесу всей семьёй. Когда школа ассоциируется у ребёнка только с повинностями: ранним утренним вставанием, страхом оценок, необходимостью делать уроки, – ему трудно относится к учёбе с радостью. Гораздо приятнее, если есть позитивные ассоциации: чувство взрослости, интерес от открытия нового, гордость родителей и новые возможности. В таком случае первое сентября становится праздником и началом нового жизненного этапа.
Информационная безопасность детей
Современное образование трудно представить без компьютерной техники. Компьютер стал для ребенка «другом» и «помощником», «воспитателем» и «учителем». В процессе обучения компьютер берет на себя разные функции: выполняет роли игрока-партнера, ведущего игры; моделирует игровое пространство; организует игровое взаимодействие; контролирует ход игры, подводит ее результаты. Между тем существует ряд аспектов при работе с компьютером, а в частности, с сетью Интернет, негативно влияющих на физическое, моральное и духовное здоровье подрастающего поколения. В силу недостаточного опыта и знаний ребята не всегда умеют распознать манипулятивные техники, не анализируют степень достоверности информации и подлинность ее источников. Становясь частью интернет-аудитoрии, они должны знать, какие опасности подстерегают их в сети и как их избежать.
Информационная безопасность детей – одна из важнейших составляющих национальной информационной безопасности. Без решения этой проблемы не представляется возможным полноценное развитие не только личности, но и общества в целом. Именно поэтому очень важно подводить человека с раннего возраста к осознанию необходимости информационно безопасного поведения. Большинство из нас является родителями. Именно мы, родители, играем большую, если не главную, роль в формировании информационной безопасности детей. Родителям необходимо предпринимать все возможные меры для того, чтобы ребенок мог избежать неприятных для него и его безопасности историй и жизненных ситуаций.
К информации, запрещенной для распространения среди детей, относится:
1) информация, побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в т.ч. причинению вреда своему здоровью, самоубийству;
2) способность вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе; принять участие в азартных играх, бродяжничеством или попрошайничеством;
3) обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям и животным;
4) отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;
5) оправдывающая противоправное поведение;
6) содержащая нецензурную брань;
7) содержащая информацию порнографического характера.
Общие правила для родителей
Независимо от возраста ребенка используйте программное обеспечение, помогающее фильтровать и контролировать информацию, но не полагайтесь полностью на него. Ваше внимание к ребенку - главный метод защиты.
Если Ваш ребенок имеет аккаунт на одном из социальных сервисов (blogs.mail.ru, vkontakte.ru и т.п.), внимательно изучите, какую информацию помещают его участники в своих профилях и блогах, включая фотографии и видео.
Проверьте, с какими другими сайтами связан социальный сервис Вашего ребенка. Странички Вашего ребенка могут быть безопасными, но могут и содержать ссылки на нежелательные и опасные сайты (например, сайт, на котором друг упоминает номер сотового телефона Вашего ребенка или Ваш домашний адрес)
Будьте в курсе сетевой жизни Вашего ребенка. Интересуйтесь, кто их друзья в Интернет так же, как интересуетесь реальными друзьями.
Возраст от 7 до 8 лет
В Интернете ребенок старается посетить те или иные сайты, а возможно и чаты, разрешение на посещение которых он не получил бы от родителей. Поэтому родителям особенно полезны будут те отчеты, которые предоставляются программами по ограничению использования Интернета, т. е. Родительский контроль или то, что вы сможете увидеть во временных файлах. В результате, у ребенка не будет ощущения, что за ним ведется постоянный контроль, однако, родители будут по-прежнему знать, какие сайты посещает их ребенок. Дети в данном возрасте обладают сильным чувством семьи, они доверчивы и не сомневаются в авторитетах. Они любят играть в сетевые игры и путешествовать по Интернету, используя электронную почту, заходить на сайты и чаты, не рекомендованные родителями.
Советы по безопасности в сети Интернет для детей 7-8 лет:
- Создайте список домашних правил посещения Интернета при участии детей и требуйте его выполнения.
- Требуйте от Вашего ребенка соблюдения временных норм нахождения за компьютером. Покажите ребенку, что Вы наблюдаете за ним не потому что Вам это хочется, а потому что Вы беспокоитесь о его безопасности и всегда готовы ему помочь.
- Компьютер с подключением к Интернету должен находиться в общей комнате под присмотром родителей.
- Используйте средства блокирования нежелательного контента как дополнение к стандартному Родительскому контролю.
- Создайте семейный электронный ящик, чтобы не позволить детям иметь собственные адреса.
- Блокируйте доступ к сайтам с бесплатными почтовыми ящиками с помощью соответствующего программного обеспечения.
- Приучите детей советоваться с Вами перед опубликованием какой-либо информации средствами электронной почты, чатов, регистрационных форм и профилей.
- Научите детей не загружать файлы, программы или музыку без вашего согласия.
- Не разрешайте детям использовать службы мгновенного обмена сообщениями.
- В «белый» список сайтов, разрешенных для посещения, вносите только сайты с хорошей репутацией.
- Не забывайте беседовать с детьми об их друзьях в Интернете, как если бы речь шла о друзьях в реальной жизни.
- Приучите Вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернетом. Оставайтесь спокойными и напомните детям, что они в безопасности, если сами рассказали вам о своих тревогах. Похвалите их и посоветуйте подойти еще раз в подобных случаях.
Возраст детей от 9 до 12 лет
В данном возрасте дети, как правило, уже наслышаны о том, какая информация существует в Интернете. Совершенно нормально, что они хотят это увидеть, прочесть, услышать. При этом нужно помнить, что доступ к нежелательным материалам можно легко заблокировать при помощи средств Родительского контроля.
Советы по безопасности в сети Интернет для детей от 9 до 12 лет:
- Создайте список домашних правил посещения Интернет при участии детей и требуйте его выполнения.
- Требуйте от Вашего ребенка соблюдения норм нахождения за компьютером.
- Наблюдайте за ребенком при работе за компьютером, покажите ему, что Вы беспокоитесь о его безопасности и всегда готовы оказать ему помощь.
- Компьютер с подключением в Интернет должен находиться в общей комнате под присмотром родителей.
- Используйте средства блокирования нежелательного контента как дополнение к стандартному Родительскому контролю.
- Не забывайте принимать непосредственное участие в жизни ребенка беседовать с детьми об их друзьях в Интернете.
- Настаивайте, чтобы дети никогда не соглашались на личные встречи с друзьями по Интернету.
- Позволяйте детям заходить только на сайты из «белого» списка, который создайте вместе с ними.
- Приучите детей никогда не выдавать личную информацию средствами электронной почты, чатов, систем мгновенного обмена сообщениями, регистрационных форм, личных профилей и при регистрации на конкурсы в Интернете.
- Приучите детей не загружать программы без Вашего разрешения. Объясните им, что они могут случайно загрузить вирусы или другое нежелательное программное обеспечение.
- Создайте Вашему ребенку ограниченную учетную запись для работы на компьютере.
- Приучите Вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернетом. Напомните детям, что они в безопасности, если сами рассказали вам о своих тревогах и опасениях.
- Настаивайте на том, чтобы дети предоставляли вам доступ к своей электронной почте, чтобы вы убедились, что они не общаются с незнакомцами.
- Объясните детям, что нельзя использовать сеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз.
Возраст детей от 13 до 17 лет
В этом возрасте подростки активно используют поисковые машины, пользуются электронной почтой, службами мгновенного обмена сообщениями, скачивают музыку и фильмы. Мальчикам в этом возрасте больше по нраву сметать все ограничения, они жаждут грубого юмора, азартных игр, картинок «для взрослых». Девочки предпочитают общаться в чатах, при этом они гораздо более чувствительны к сексуальным домогательствам в Интернете. Зачастую в данном возрасте родителям уже весьма сложно контролировать своих детей, так как об Интернете они уже знают значительно больше своих родителей. Важно по-прежнему строго соблюдать правила Интернет-безопасности - соглашение между родителями и детьми.
Кроме того, необходимо как можно чаще просматривать отчеты о деятельности детей в Интернете. Следует обратить внимание на необходимость содержания родительских паролей (паролей администраторов) в строгом секрете и обратить внимание на строгость этих паролей.
Советы по безопасности в сети Интернет в этом возрасте от 13 до 17 лет:
- Создайте список домашних правил посещения Интернета при участии подростков и требуйте безусловного его выполнения. Обговорите с ребенком список запрещенных сайтов («черный список»), часы работы в Интернете, руководство по общению в Интернете (в том числе в чатах).
- Компьютер с подключением к сети Интернет должен находиться в общей комнате.
- Не забывайте беседовать с детьми об их друзьях в Интернете, о том, чем они заняты таким образом, будто речь идет о друзьях в реальной жизни. Спрашивайте о людях, с которыми дети общаются посредством служб мгновенного обмена сообщениями, чтобы убедиться, что эти люди им знакомы.
- Используйте средства блокирования нежелательного контента как дополнение к стандартному Родительскому контролю.
- Необходимо знать, какими чатами пользуются Ваши дети. Поощряйте использование модерируемых чатов и настаивайте, чтобы дети не общались в приватном режиме.
- Настаивайте на том, чтобы дети никогда не встречались лично с друзьями из сети Интернет.
- Приучите детей не выдавать свою личную информацию средствами электронной почты, чатов, систем мгновенного обмена сообщениями, регистрационных форм, личных профилей и при регистрации на конкурсы в Интернете.
- Приучите детей не загружать программы без Вашего разрешения. Объясните им, что они могут случайно загрузить вирусы или другое нежелательное программное обеспечение.
- Приучите Вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернетом. Напомните детям, что они в безопасности, если сами рассказали вам, о своих угрозах или тревогах. Похвалите их и посоветуйте подойти еще раз в подобных случаях.
- Расскажите детям о порнографии в Интернете. Помогите им защититься от спама. Научите подростков не выдавать в Интернете своего реального электронного адреса, не отвечать на нежелательные письма и использовать специальные почтовые фильтры.
- Приучите себя знакомиться с сайтами, которые посещают подростки.
- Научите детей уважать других в интернете. Убедитесь, что они знают о том, что правила хорошего поведения действуют везде — даже в виртуальном мире.
- Объясните детям, что ни в коем случае нельзя использовать Сеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз другим людям.
- Обсудите с подростками проблемы сетевых азартных игр и их возможный риск. Напомните, что дети не могут играть в эти игры согласно закону.
Постоянно контролируйте использование Интернета Вашим ребенком! Это не нарушение его личного пространства, а мера предосторожности и проявление Вашей родительской ответственности и заботы.