Удельный вес инвалидов в Беларуси составляет 6% от общей численности населения. Это значительно ниже, чем общемировой показатель – 15% населения мира являются инвалидами.
В условиях сохранения высокого уровня инвалидности важным показателем качества жизни является обеспечение равных возможностей для всех граждан и комфорта их жизнедеятельности.
В стране сформирован и действует Национальный механизм по реализации прав инвалидов, как на уровне Республиканского межведомственного совета по правам инвалидов при Совете Министров Республики Беларусь, так и на уровне регионов – межведомственные советы по правам инвалидов. Осуществляется взаимодействие всех республиканских органов государственного управления и местных органов власти.
Инструментом реализации общих принципов и обязательств Конвенции ООН о правах инвалидов является Национальный план действий по реализации ее положений на период 2017–2025 годов.
Национальный план координирует действия органов законодательной, исполнительной, судебной власти и гражданского общества по разным направлениям – получения образования, медицинской помощи, социального обслуживания, услуг и информации, расширение возможностей для трудоустройства и участия в общественной жизни, доступности объектов, услуг и информации.
В первую очередь это совершенствование законодательства. Сегодня выстроена законодательная база. За последние годы принят ряд законодательных актов, направленных на социальную поддержку людей с инвалидностью.
1. Усовершенствована система информатизации в отношении людей с инвалидностью.
Создана информационная система социальной поддержки и реабилитации инвалидов, с 1 января 2025 года начнет работу автоматизированная информационная система учета доступности объектов социальной инфраструктуры «Доступная среда». Сведения о доступных объектах будут размещаться на публичной кадастровой карте в сети-интернет.
2. Системно изложены подходы по созданию доступной среды.
Утверждены Правила доступности объектов социальной, транспортной и производственной инфраструктуры, транспортных средств и оказываемых услуг. По существу – дорожная карта, в первую очередь, для местных органов власти, каким требованиям и критериям должны отвечать доступные для всех категорий инвалидов объекты.
3. Развиваем возможности для социальной реабилитации и абилитации инвалидов.
В части технических средств социальной реабилитации – расширен перечень категорий инвалидов, имеющих право на обеспечение средствами реабилитации бесплатно либо на льготных условиях.
На республиканском и местных уровнях предусмотрено создание центров (подразделений) реабилитации, абилитации инвалидов.
Задача таких центров – социальная адаптация к новым условиям жизни людей с инвалидностью. Обучить инвалида навыкам самостоятельного проживания, ориентации в пространстве, пользованием вспомогательных устройств и технологий, сориентировать на поиск новой работы.
6 ноября 2024 г. открыт Центр социальной реабилитации, абилитации в г. Минске «РОСТОК, который планирует принимать порядка 1,5 тыс. людей с инвалидностью в год.
Инвалидам гарантирована социальная поддержка со стороны государства в виде денежных выплат (пенсии, пособия, государственная адресная социальная помощь), предоставления государственных социальных льгот и гарантий, а также оказания социальных услуг, обеспечения техническими средствами социальной реабилитации.
За последние годы совершенствование мер социальной поддержки инвалидов осуществлялось в сферах труда, социального обслуживания и социальной защиты семей, воспитывающих детей.
Изменения внесены в Трудовой кодекс, Законы Республики Беларусь «О социальном обслуживании» и«О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей», приняты отдельные решения Главы государства.
Так, с 1 января 2024 г. действуют изменения в Трудовой кодекс, благодаря которым у работающих родителей, воспитывающих ребенка с инвалидностью, появилась возможность выбора по использованию дополнительного свободного от работы времени. По согласованию с нанимателем вместо свободного дня в неделю теперь можно сократить продолжительность ежедневной работы на один час с сохранением заработной платы.
- система долговременного ухода как комплекса межведомственных мероприятий по оказанию социальных услуг и медицинской помощи инвалидам;
- право получателей социальных услуг государственных учреждений социального обслуживания, оказывающих социальные услуги в формах полустационарного и стационарного социального обслуживания, на транспортное обеспечение;
- дистанционное социальное обслуживание – оказание социальных услуг с использованием сетей электросвязи общего пользования и глобальной компьютерной сети Интернет;
- оказание услуги няни для семей с двумя и более детьми-инвалидами, обучающимися на дому, по увеличенному в 2 раза нормативу (с 20 до 40 часов в неделю);
- использование средств, получаемых учреждениями социального обслуживания от реализации изделий, изготовленных в рамках деятельности реабилитационно-трудовых мастерских и кружков по интересам, на материальное поощрение инвалидов, принимающих участие в их изготовлении.
В соответствии с Законом Республики Беларусь от 8 июля 2024 г. № 25-З «Об изменении законов по вопросам государственных пособий семьям, воспитывающим детей» (вступит в силу с 1 января 2025 г.) повышены социальные гарантии для семей, воспитывающих детей-инвалидов.Всего таких изменений шесть:
1) Наиболее значимая норма –это право получать пособия на детей от 3 до 18 лет, не только когда в семье воспитывается ребенок-инвалид до 18 лет, но и после достижения им 18 лет, если он продолжает нуждаться в уходе. С 1 января 2025 г. семьи, в которых воспитывался ребенок инвалид и есть еще другие несовершеннолетние дети, смогут получать пособия на младших детей до их совершеннолетия в период после исполнения ребенку-инвалиду 18 лет, если ему установлена I группа инвалидности и родитель осуществляет за ним уход с получением пособия по уходу.
2) Для назначения пособий на каждого ребенка старше 3 лет семьям, в которых воспитывается ребенок-инвалид (назначается на календарный год), требуется занятость родителей (в полной семье – отца) не менее 6 месяцев в прошлом году. С 1 января 2025 г. к такой занятости будут относиться периоды, когда родители не работали по уважительной причине – в связи с болезнью (то есть, когда у них была временная нетрудоспособность, подтвержденная справками врача).
3) Пособия на детей старше 3 лет смогут получать семьи, воспитывающие ребенка-инвалида, если дети обучаются на платной основе не только за счет собственных средств семьи, но и в иных случаях, например, когда обучение оплачивает организация по месту работы родителей.
4) Также значимой поддержкой для семей будет возможность сохранить право на получение государственных пособий, когда ребенка-инвалида оформляют в дом ребенка для оказания ему платной медицинской услуги – медико-социальной помощи. Пособия будут выплачиваться в полном объеме до 56 дней в году.
5) Родители (другие лица), которые ухаживают за ребенком-инвалидом, смогут без потери в выплате пособий пройти обучение (переобучение) в службе занятости – приобрести новую специальность и выйти на рынок труда.
6) Особая поддержка предусмотрена для семей с двумя детьми-инвалидами:
– возможность оплаты больничного листа другому лицу (не родителю), если родитель занят уходом за другим своим ребенком-инвалидом;
– право на оплату больничных двум лицам за один и тот же период – если оба ребенка в один период нуждаются в санаторном лечении, реабилитации, абилитации и их сопровождают разные лица.
Таким образом, система государственной социальной поддержки инвалидов динамично развивается и отвечает социально-демографическим вызовам и актуальным вопросам, поднимаемым данной категорией граждан.
- Налоговый кодекс,
- Закон Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)»;
- Закон Республики Беларусь «О взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь»;
- Указ Президента Республики Беларусь «Об арендной плате за земельные участки, находящиеся в государственной собственности».
Обеспечено стопроцентное информирование об оказании услуг службой занятости всех граждан, впервые получивших инвалидность, имеющих рекомендации к труду (порядка 4 тысяч).