Календарный план экспериментальной деятельности по реализации проекта 2023-2024

МЕРОПРИЯТИЯ В РАМКАХ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ПРОЕКТА


Экспериментальный проект «Апробация экспериментальных интегрированных учебных планов и учебных программ при организации допрофильной подготовки и профильного обучения» (2020 – 2023гг.)

Руководитель экспериментального проекта:

Уклейко Светлана Васильевна, проректор по методической работе государственного учреждения образования «Академия последипломного образования», кандидат педагогических наук.

Цели и задачи экспериментальной деятельности:

Цель эксперимента — изучение эффективности модульных учебных планов и учебных программ при организации допрофильной подготовки и профильного обучения.

Задачи:

апробировать модульные учебные планы и учебные программы при организации допрофильной подготовки и профильного обучения;

определить организационно-управленческие механизмы их эффективного внедрения в массовую образовательную практику.

Актуальность.

Создание необходимых условий для удовлетворения запросов личности, общества и государства – один из важнейших принципов государственной политики в сфере образования. Инновационное развитие страны и модернизация экономики требуют организации системной подготовки высококвалифицированных рабочих, инженерно-технических и научных кадров. Это актуализирует проблему профессионального самоопределения учащихся старшего школьного возраста, осознанного выбора ими пути дальнейшего образования и будущей профессии. Для эффективного достижения целей непрерывного образования в течение всей жизни важна допрофильная подготовка на II ступени и профильное обучение на III ступени общего среднего образования. Необходимость профилизации обусловлена требованиями государства и общества к формированию социально активной, профессионально мобильной личности. Это должно найти свое отражение в ожидаемых результатах образовательной деятельностиовышение качества образования является одной из наиболее актуальных проблем, которая требует своего решения. В настоящее время совершенствование системы общего среднего образования, повышение качества образовательного процесса, его условий и результатов связано, в первую очередь, с определением наиболее эффективных способов организации профильного обучения на III ступени и допрофильной подготовки на II ступени общего среднего образования. В связи с этим уделяется особое внимание проблеме обновления содержания образования в контексте компетентностного подхода. Одним из направлений обеспечения качества образования является использование модульных учебных планов и учебных программ для организации допрофильной подготовки и профильного обучения, которое необходимо осуществлять в соответствии с современными социокультурными условиями и с учетом международного опыта в сфере общего среднего образования.

Основная идея экспериментального проекта. 

Новизна экспериментального проекта заключается в апробации модульных учебных планов и учебных программ в учреждениях общего среднего образования в условиях организации допрофильной подготовки и профильного обучения. В структуру экспериментального учебного плана включаются учебные занятия по учебным предметам, изучаемым на базовом и повышенном уровнях, факультативные, стимулирующие и поддерживающие занятия. В рамках реализации экспериментального проекта при составлении экспериментальных учебных планов планируется использование учебных часов, установленных действующим Типовым учебным планом общего среднего образования на проведение учебных занятий по учебным предметам, изучаемым на базовом уровне, а также  факультативных, стимулирующих, поддерживающих занятий для организации допрофильной подготовки, профильного обучения (изучения отдельных предметов на повышенном уровне) в соответствии с образовательными запросами учащихся, учетом мнения их законных представителей, возможностями учреждения образования. Это позволит проектировать индивидуальные образовательные траектории учащихся, определить наиболее эффективные способы организации допрофильной подготовки и профильного обучения. В соответствии с предложенными экспериментальными учебными планами предполагается и апробация экспериментальных учебных программ по учебным предметам.

Суть эксперимента заключается в оптимизации структуры и содержания Типового учебного плана за счет сокращения количества одновременно изучаемых предметов на ІІІ ступени общего среднего образования и модульного построения учебного плана при изучении непрофильных предметов. Работа по таким экспериментальным планам также требует корректировки учебных программ.

Внедрение экспериментальных модульных учебных планов и учебных программ при организации допрофильной подготовки и профильного обучения в учреждениях общего среднего образования будет способствовать: повышению качества образования выпускников; повышению удовлетворенности участников образовательного процесса качеством его организации и результатов; осознанному выбору будущей специальности учащимися; распределению выпускников, получивших общее базовое образование, по каналам продолжения образования в соответствии с их образовательными запросами и подготовкой по учебным предметам.